За последнее время все чаще приходится слышать плач Ярославны от телеканалов на тему "бессовестные операторы внаглую выходят на нас с требованием снизить цену, причем чуть ли не вдвое, причем безо всяких там увеличений базы или прочих компенсаций".
Тенденция действительно заметна, среди операторов это своеобразная операторская доблесть – "отжать" цены по максимуму, они даже негласно соревнуются между собой – кто больше. Но, если кто не в курсе, я совсем недавно работала в стане операторов, причем как раз программным директором, и в этой связи имею сказать на эту тему несколько нехороших слов.
Я соболезную, да. Это очень печально – жить в эпоху перемен. Таких кардинальных и не очень приятных перемен на рынке платного телевидения. Особенно печально осознавать, что несешь ответственность за этот процесс. Потому что начали этот процесс, извините, вы! Да-да, дорогие товарищи телеканалы, все началось тогда, когда первый крупный оператор пришел к вам с предложением отдать в бооольшущую аналоговую сеть ваши дорогущие каналы за рубль или вообще бесплатно, да еще поделиться рекламными доходами. К вам и до того приходили с такими предложениями, и вы давали скидки, но человеческие, вполне себе рыночные. По крайней мере, не снижали цены в разы. Некоторые (я лично знаю про пятерку таких морально устойчивых) посчитали потенциальный доход и гарантированные потери – и отказались. "Овчинка выделки не стоила, а если всплывет на рынке эта цена"… Но другие пошли, и целый большой город решил, что дорогие платные телеканалы уже совсем не дорогие, и вовсе не платные телеканалы вовсе, а эфирный must have. Да, совокупный платеж от этого изобретательного оператора был все равно немалый, но лицензионная плата в пересчете на одного абонента (по-умному этот показатель называется CPS) была в разы меньше той, что платили все остальные. "Они же платят", говорили вы, себе, западным хозяевам и рынку. А если вас припирали критикой и циферками, махали флагом с несколько-миллионной абонбазой – "вот приведите столько абонентов, и вам дадим три канала за 5 центов". Пардон, родные, вы думали, никто не узнает?!
Потом появился еще один оператор с командой "жестких переговорщиков" в программинге – "все берем по рублю". Потом третий, который в течение трех недель вызывал к себе на ковер правообладателей по очереди и огорошивал их экзотическим предложением "а давайте мы будем платить втрое меньше". И вы созванивались друг с другом, жаловались, и это был единственный раз, когда вы объединились – и выстояли. Но не все - многие прогнулись, штрейкбрехеры есть на любом рынке. Разобщенность телеканалов – она тоже работает не на вас. А потом сразу куча западных каналов оказалась в спутниковом пакете, до тех пор работавшем в low-cost сегменте, а тут вдруг скакнувшего в премиум, только по той же law-cost цене. Мы с коллегой из другой кабельной компании сели тогда и пересчитали себестоимость такого пакета – по "нормальным ценам" он должен был бы стоить раза в три больше. Вы думаете, мы не сделали выводов?
Я тогда пыталась разговаривать с коллегами-операторами на эту тему. Все качали головами, но один заметил тогда, дескать, "все мы не без греха", и каждый "отжал" какой-нибудь телеканал на экзотические условия, а то и десяток телеканалов, а то и все… Но это наша работа, товарищи телеканалы – работа программных специалистов состоит и в том, чтобы торговаться с вами, правообладателями. "Снижение костов" – это один из ключевых показателей нашей работы, черт возьми! Точно так же, как ваша работа – продать операторам контент подороже и на подольше. И желательно не так, чтобы сегодня продал и получил бонусы – а завтра хоть трава не расти, пусть хоть весь рынок рухнет. Вот он и рушится – медленно, но вполне отчетливо, рушится аккурат нам на голову.
Да-да, ребята, вы думали, средние и малые операторы будут до скончания века безучастно наблюдать эти перекосы в вашей финансовой политике?! Ведь это открытые данные, что 80% абонбазы приносят каналам крупные операторы, и только 20% - средние и мелкие. Но при этом по деньгам расклад совершенно другой: 60% на 40%! И как вы думаете, что чувствует оператор не маленький, заметьте! - который платит вам 2,5 рубля с абонента, а потом узнает, что Уральской ассоциации вы отдались по 50 копеек, а еще одному оператору еще раза в два дешевле?! Сколько он будет терпеть, что его конкурент при полном вашем попустительстве не платит за контент вообще или платит за заведомо заниженную абонбазу? Сколько времени он "подождет", прежде чем прийти к вам с настойчивым предложением, от которого нельзя отказаться?
А то, что придет, не сомневайтесь - вон ведь уже пошел цугом…
А вы думали, что пункт о конфиденциальности в договоре вам поможет, и что все эти цифры не просочатся наружу? Увы, в кабельных компаниях такая же текучка, как у телеканалов – люди перетекают от оператора к оператору, набираются опыта и матереют, а потом, будучи вооруженными "прошлым знанием", приходят к вам с руками в боки – и им уже пофиг, на какой стороне у вас тюбетейка!
Все эти наглые программные директоры отлично знают и про безжалостную конкуренцию, и про отечественные дешевые аналоги, часто с поддержкой государства, и о кривом госрегулировании, и о недоотчетностях, и о ваших затратах на маркетинг (ну, у кого они есть). Но, черт побери, вы первыми начали – это вы подыгрывали в ценовых войнах то одним, то другим операторам, и в результате среднерыночный ARPU несется вниз, сметая нас с вами вместе.
Посеяли ветер, ребята – пришла пора запасаться серпами…
Яна Бельская
Последний раз редактировал fenix 11:19, 17.11.2013