Очередной запуск спутника связи "Ямал-402" для российской орбитальной группировки 8 ноября 2012 года только чудом не окончился аварией и потерей ИСЗ. Последнее включение двигателя разгонного блока (РБ) "Бриз-М" производства ГКНПЦ имени М.В.Хруничева было аварийно прервано на 240 секунд раньше полетного задания, спутник "Ямал-402" был, согласно схеме работы РБ, тут же отделен от него и дальше начинается счастливая часть истории. Так как "Ямал-402" создан в компании Thales Alenia Space, в его конструкции есть апогейный двигатель, благодаря которому можно будет компенсировать выпавшие 240 секунд работы двигателя "Бриза" и не набранные из-за этого 4000 км перигея орбиты.
Безусловно, использование апогейного двигателя "Ямала-402" не по назначению приведет к тому, что запас Рабочего Тела, предназначенный также и для корректировок орбиты в течение 15 лет (срока жизни ИСЗ, гарантированного производителем) уменьшится на 4 года. Это не маленькие деньги, считая формально при 66 условных транспондеров на борту "Ямала-402" и цене в 1 млн долларов в год за транспондер - теоретический ущерб составит более 250 млн долларов. С другой стороны тому же "Экспресс-АМ4" наш "Бриз-М" в августе 2011 года не дал и этого шанса. С запуском (и, надеюсь, успешным проведением ЛКИ) российская орбитальная группировка, работающая в европейской и сибирской части страны получит долгожданное (ждали более 5 лет!!) подкрепление, это, надеюсь, снизит ажиотаж на рынке и позволит вздохнуть операторам, в частности операторам VSAT, так как доля трафика в этих регионах очень высока. "Ямал-402" позволит ГКС вернуть старушку Asatra-1F, запущенную в далеком 1996 году, арендодателю в лице спутникового оператора SES (это был первый запуск иностранного ИСЗ на Протоне!!
И, кстати, тогда обошлись без "Бриза-М" - использовали РБ "Блок Д"). Кстати, "старушка", несмотря на свой преклонный возраст весьма бодра, имеет отличный ЭИИМ (энергетику), твердо, на раскачиваясь, стоит на орбите и, говорят, имеет еще такой остаток РТ, что SES планирует направить ее не на космическое кладбище, а какому-нибудь очередному арендатору. В отличие от осторожного оптимизма для будущего отрасли спутниковой связи, крайний старт "Протона" с "Бризом-М" несет отчетливую печать трагедии для Роскосмоса и дочки "Хруничева" - ILS, продающего услуги запуска на связке "Протон"-"Бриз-М"... У "Бриза-М" всего 66 полетов, начиная с 1999 года, в двух из них РБ не включался из-за аварии самого "Протона".
5 аварий по вине РБ, надежность, формально, 92,2 %. Но посмотрим на безаварийные серии: 13, 9, 23, 11, 3 полета. Частота аварий непрерывно растет, и 3 последних отказа: ошибка в полетном задании, бракованный жиклер в системе наддува и сейчас, возможно, отказ двигателя. По качеству продукции производители "Бриза-М" достигли похоже уровня АвтоВАЗА середины 90-х. И это на фоне длинной серии успешных запусков китайского "Долгого Марша". Конкуренция на рынке пусковых услуг не так проста. Пуск покупается за 2-3 года вперед, любая авария тормозит очередь на пуск, самый желанный для всех нероссийских и некитайских владельцев ИСЗ Arian-5 расписан на годы вперед, и летает только 6 раз в год. "Морской Старт" пока выкарабкивается из банкротства. Но, по моему мнению, большинство владельцев ИСЗ решит лучше подождать в очереди, чем загубить свой бизнес, отправив спутник на ненадежной ракете. А ведь рынок пусковых услуг, остается одним из немногочисленных островков отечественного высокотехнологического экспорта, среди бескрайнего потока нефти, газа,леса, угля и металлолома. И вот теперь он явно под угрозой.
Еще более трагична ситуация для российских владельцев ИСЗ. Здесь уже пахнет чистой конспирологией: "Бриз М" с удивительным упорством пытается уничтожить именно российские спутники связи. Первые две жертвы "Экспресс-АМ4" и "Экспресс-МД2" погибли, "Ямалу-300К" повезло, а "Ямал-402" чудом вырвался из рук "маньяка". Для 4 запусков российских ИСЗ последних трех лет статистика "выживаемости" просто убийственная. Напомню, что в следующем году ГП "Космическая связь" анонсировала 5 запусков своих ИСЗ, среди них сверхценные и абсолютно необходимые для страны тяжелые "Экспресс-АМ5" и АМ6, на которых держится и переход ТВ на цифру и внедрение массового спутникового ШПД в Ка-диапазоне, и магистральные каналы для сотовых операторов. Российские ИСЗ, как известно, должны запускаться продукцией отечественного производителя, и тут остается только тяжело вздохнуть и сказать: "Крутите барабан, Юрий Валентинович, ваша очередь…".
Последний раз редактировал admin 13:16, 11.12.2012