2012 год подарил первые 4K дисплеи, которые либо уже в продаже, либо получили свою огласку. Критики оттачивают эпистолярный жанр в блогах и печатных изданиях, вспоминая старые добрые времена внедрения 3D ТВ буквально тремя годами ранее. Их комментарии – это хорошо забытое старое: “слишком дорого”, “формат умрет подобно 3D”, “4K ТВ – это глупость”, “кто купит 4K?”, “очки убрали, но кому нужны пиксели?”, “где взять контент?”
Почему же 4K впал в немилость и довольствуется лишь критикой? Все дело в том, что большинство комментаторов и экспертов рассуждают о продукте, которого у них попросту нет. Так было и с 3D.
По-сути, 4K – это свежий взгляд на UHDTV в ТВ индустрии; 4K – это не просто пиксели и их количество.
Когда разработчики презентовали 3D, то сделали ключевую ошибку – они представили 3D, как новое ТВ. В сущности, 3D было одной из форм хорошего ТВ для тех, кто порой хотел посмотреть 3D кино или “живой” спорт, надев очки и погрузившись в виртуальную реальность. 3D – это не повседневное телесмотрение искусственного контента.
В свою очередь 4K обещает создать лучшее изображение для домашнего развлечения. Ultra HDTV – это стандарт, который включает разрешение картинки 4K и 8K – округленное значение горизонтальных пикселей видеоряда, а не вся пиксельная сетка видеокадра.
Пара слов о разрешении
Вы уже наверняка знаете, что HD – это 1920 горизонтальных пикселей, что близко к разрешению 2K картинки местного кинотеатра. 4K удваивает горизонтальное разрешение 2K/HD, тогда как 8K увеличивает его еще в два раза (4320). Следовательно, если считать фактическое количество пикселей, то мы видим четырехкратный рост в случае с 2K/HD и 4K и еще раз четырехкратный рост в случае с 4K и 8K (2 млн. пикселей HD изображения вырастают до 8 млн. – в 4K и до 32 млн. – в 8K). Иными словами, 4K картинка нового экрана будет в четыре раза четче, нежели HD изображение; в свою очередь, 8K в 16 раз четче HD.
Однако если вы хотите увидеть мельчайшие детали, одного 4K экрана недостаточно. Во-первых, вы должны найти оптимальное расстояние телесмотрения (слишком далеко и изюминка потеряна); во-вторых, 4K дисплей “любит” 4K контент – тогда видны все преимущества и; в-третьих, дисплей должен принимать разрешение 4K на входе.
Ситуация такова, что пункты “1” и “3” на сегодня реальны, и вопрос заключается в компенсации либо же замене пункта “2”. Настолько ли он важен?
Не пропустите часть 2 нашей повести о жизни с 4K, где мы расскажем о всех прелестях 4K ТВ при отсутствии 4K контента, а также приоткроем занавес появления этого самого контента в открытом доступе.
В нашей первой статье мы обсудили Ultra HDTV, а также прояснили ситуацию с разрешением 4K и 8K. Во второй части мы расскажем о том, как полноценно наслаждаться вашим 4K экраном при отсутствии соответствующего контента.
Нерешенный вопрос с 4K контентом – это не повод отказываться от 4K ТВ, как некоторые в свое время сделали в случае с HDTV (еще восемь лет назад было всего несколько HD-телепередач, а Blu-ray и вовсе отсутствовал). Внутренняя обработка видео 4K дисплеев дает возможность увидеть отличную картинку в виде интерполированной версии низкого разрешения источника, например, 1080p Blu-ray и даже DVD качество.
С изобретением цифрового телевидения, мы осознали, что, независимо от обработки, видео может интерполироваться в миллионы пикселей, которые добавляются в каждый видеокадр и адаптированны к предыдущему и следующему кадру. Тем не менее, вы никак не компенсируете потерю разрешения по причине сжатия или преобразования формата: телевизор просто наилучшим образом заполнит недостающие пиксели.
Интерполированное 4K изображение не будет такого же качества, как при наличии оригинального 4K контента и в данном случае на помощь может прийти проектор Sony. Он оснащен функцией Reality Creation и особым интеллектуальным алгоритмом, который включает огромную базу данных известных объектов и связанных с ними сигналов с целью производства супер качественного изображения.
Когда в 1998/9 году появились первые телевизоры HDTV, многие “подгоняли” DVD диски под HD с помощью адаптеров видеофайлов: 720×480 конвертировалось в 1920×1080 – шестикратное увеличение разрешения каждого видеокадра.
Когда же 4K ТВ показывает картинку 1080p Blu-ray, разрешение увеличивается в два раза в обоих направлениях, тем самым равномерно удваивая количество пикселей (с 1920х1080 до 3840х2160). Проекторы Sony с функцией Reality Creation используют созданные пиксели и делают изображение еще более ошеломляющим.
SXRD чип Sony содержит 4096х2160 пикселей (соотношение 17х9): он немного шире 16х9 HD и использует 3840 центральных пикселей из 4096 для показа изображения 16х9.
Другие 4K панели, которые недавно представили LG и Sony, имеют разрешение 3840х2160 с соотношением сторон 16х9. Они являются 4K телевизорами в Quad HD, а не 4096×2160 Digital Cinema, как проекторы Sony. Иными словами, преобразование пикселей в 4K картинку происходит путем заполнение экрана от края до края, тогда как Sony 4K LCD принимает 4K через HDMI кабели обоих входов.
4K: табу или простое оправдание?
Многие считают, что телевизоры с большим экраном бесполезны, поскольку глаз человека не настолько восприимчив и пиксельно-ориентирован. К тому же, на практике мало кто рассматривает картинку достаточно близко с целью увидеть каждый пиксель. Зачем тогда тратить деньги на супер разрешение? Ведь так сложно переписывать или хранить на диске “тяжелые” данные, да и сам 4K контент не отличается экономностью.
Современные ограничения в распространении и хранении данных 4K формата не мешают пользоваться высококачественными камерами, которые оживляют картинку, окрашивая ее красочными тонами. К тому же, прогресс неумолим, и будущие технологии позволят увидеть супер качество. Ведь новая версия знаменитой киноленты “Касабланка” прошла примерно такой же путь – от того, что возможно к тому, что хотелось.
Как было сказано выше, 4K контент ожидаем, но не критичен: 4K проектор/панель усовершенствует качество HD картинки подобно тому, как HDTV оттачивал DVD 15 лет назад.
Иными словами, сегодня рынок 4K технологий радует а) оригинальным киношным 4K контентом и б) новыми 4K экранами. Необходимо заполнить вакуум между потребительскими 4K медиа и методами распространения 4K контента. Однако процесс внедрения новых технологий нелинеен. Когда в 1996 году на основе NTSC 480i создали DVD, HDTV был на стадии разработки и вышел двумя годами позже с цифровой 1080i. Тем не менее, сам контент появился через 8 лет, в 2006 году вместе с появлением Blu-ray.
Таким образом, цифровые дисплеи и контент на протяжении 15 лет играли в кошки-мышки, и 4K в этом плане не исключение. Немного терпения и 4K наполнит ваш экран.
4K контент: Когда?
DirecTV планирует запуск 4K в 2016 году и перевод 135 UHDTV каналов к концу 2017 года. Credit Suisse сообщает, что европейские и американские вещатели начнут переход в 2015-16 годах. “Мы прогнозируем появление 5 каналов Ultra HD (4k) в 2013 году и их увеличение до 135 – на конец 2017 года”.
Для заполнения вакуума между 4K контентом и дисплеями необходимо разработать эффективный алгоритм сжатия, который бы способствовал легкому распространению 4K контента и записанных данных. Проект нового стандарта сжатия HEVC (High Efficiency Video Coding) H.265 представили в августе 2012 года. H.265 на 50% эффективнее современного формата H.264 MPEG-4 и способен продуцировать более качественное изображение. Стандарт усовершенствуют в 2013 году, что откроет двери в новый мир 4K Blu-ray медиа и поспособствует разработке иных методов распространения.
Стоит отметить, что высокое разрешение и совершенные стандарты сжатия – это не единственные преимущества UHDTV. Вы сможете выйти за рамки цветового пространства, которое значительно шире цветности Rec. 709 в HDTV, получите высокую скорость передачи данных в битах (12) и более быструю передачу кадров (свыше 24 для фильмов и 30 – для видео). Все это особенности 4K, которое, возможно, будет изначально ограничено 8-битным цветом и скоростью не выше 24 кадров в секунду для фильмов (подобно Blu-ray 1080p).
Прогресс или застой?
Подведем итог. Есть ли какие-то предпосылки для отказа от покупки 4K ТВ сегодня? Для многих ответ будет положителен: высокая цена и недоступность оригинального 4K контента бессп*рны.
Однако давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Инвестицию можно оценить, основываясь на а) возможности апгрейда и готовности дисплея и б) явном желании производителя развивать передовые технологии.
Проектор Sony 4K:
1) Уже принимает 4K,
2) Принимает DCI; и 12-битный (хотя не 4K),
3) Показывает 3D с разрешением 4K. В свою очередь, например, 84″ LCD 4K панели показывают 3D, как 1080 линий, используя пассивную технологию 3D; 2160 строк вертикального разрешения разделены, тогда как FPR сетка разделяет левую и правую зоны взгляда.
4) Если будущие версии HDMI будут поддерживать 4K формат высокой частоты кадров, например, 60 кадров в секунду, то Sony готова предложить своим клиентам обновленные модули и программное обеспечение.