Прошлым летом, кода отраслевые СМИ писали о выходе Google на рынок ШПД, в фокусе внимания была сама компания Google, ее решение заняться данным бизнесом, и то как она умеет использовать силу бренда для экономии затрат при старте проекта. Сегодня понятно, что наблюдатели несколько ошиблись с фокусом, концепция, предполагающая, что все абоненты получают доступ к интернету на скорости 1 Гбит/с, была куда более серьезным событием, чем выход на рынок ШПД интернет компании. Спустя год мы не слышим о том, что компании типа Amazon, или Apple, или Microsoft планирую выйти на рынок связи, зато мы видим, что операторы перенимают модель, предложенную Google Fiber.
В начале осени 2013 года о старте проектов, в рамках которых базовой скоростью подключения к сети интернет будет 1 Гбит/с объявили такие компании как CenturyLink и AT&T (работают на рынке США), в октябре один из ключевых игроков рынка связи Франции, концерн Iliad, владелец проектов Free и Free Mobile объявил о том, что приступил к модернизации своих сетей и в ближайшем будущем все фиксированные абоненты компании получат интернет на скорости 1 Гбит/с (абонентская плата при этом останется на прежнем уровне).
Вместе с тем, любой отечественный оператор — если у него спросить — с ходу объяснит, почему этот подход — когда подключение на скорости 1 Гбит/с является единственным предложением абоненту — не нормален.
Во-первых, абоненту этого не надо, для 99,9% клиентов канал в 100 Мбит/с с большим запасом перекрывает потребности в интернет трафике. Даже если учесть спрос завтрашнего дня, включить базовые потребности абонента потоковое HD видео, набирающее массовую популярность с распространением Smart TV и онлайн кинотеатров, все равно гигабит - это очень много. Самый «тяжелый» контент, требует канал 20 Мбит/с, максимум 30 Мбит/с. Пусть у абонента будет три Smart TV, и одновременно с просмотром ТВ он будет играть в онлайн игры, все равно 80% возможностей гигабитного канала останется невостребованными.
Во- вторых — и это, очевидно, более существенно — еще меньше интересен такой подход операторам. Гигабитный канал — это потолок потребностей абонента, а это значит нет премиальным тарифам (с большей маржинальностью, чем базовый). Значит отказаться от существующей маркетинговой модели в пользу модели с гарантированно убывающим доходом от абонента (на размер инфляции). Это не смелый, это безрассудный шаг.
Тут уместно короткое отступление, в отношении стоимости услуги гигабитного интернет. Все североамериканские проекты выводят одинаковую цену доступа к сети интернет на скорости 1 Гбит/с - 70$ в месяц. В российских реалиях данная сумма представляется запредельной, однако сравнение в лоб некорректно. В США несколько иной уровень потребительских цен, стоимость рабочей силы, а вместе с ними и средний размер заработной платы и стоимость коммунальных услуг. И минимальная цена на услугу ШПД составляет порядка 40$ в месяц (за 15 Мбит/с). Это на высококонкурентных рынках (например, в Нью Йорке), если взять провинцию, где разворачиваются проекты гигабитного интернет, там за меньшие скорости (порядка от 10 до 5 Мбит/с) операторы берут 50$ в месяц. При этом за доступ на скорости 100 Мбит/с даже на высококонкурентных рынках просят от 80$.
Если спроецировать тариф Goggle для рынка США на российские реалии, он будет соответствовать предложению к российским абонентам платить 900 рублей в месяц. То что технически это возможно подтверждает пример Южной Кореи, где зафиксирована минимальная на сегодня цена за подключение на скорости 1 Гбит/с - 34 $ в месяц (вместе с базовым пакетом IPTV).
Вернемся к основной теме — если модель “гигабитного” интернета не должна привлекать операторов, уместен вопрос почему она все же привлекает, ужели они так загодя готовятся к тому, что в их городах появится Google Fiber (на настоящий момент проект работает в двух небольших городах, в Kansas City и Provo, и готовится к старту в Austin).
Есть мнение, что ответ на это вопрос связан с более внимательным изучением проекта Google Fiber.Первое, что достойно внимания — это сети, точнее способ построения сетей. Представители Google еще на начальной стадии проекта говорили, что они будут воплощать собственное решение. Инженеры Google проанализируют существующие решения, оценят и придумают свое уникальное решение (подобный подход компания реализует и при хранении данных). Так оно и произошло. При этом эксперты компании анализировали не только оптическую технологию для передачи трафика (выбрали WDM-PON), но и то, как следует выстраивать присоединение к магистральным сетям, (см. например презентации архива Google:
http://research.google.com/pubs/archive/36936.pdf, где отражено, что «интернет стал контентно- ориентированным», и это меняет «понимание того, какой должна быть архитектура сети»). Если судить по отчетам независимых аналитиков на тему узких мест сети интернет, основания для подобных изысканий уже были.
Неизвестно как именно специалисты Google организовали присоединение к главным магистралям сети Интернет, но явно постарались избежать появления «бутылочных горлышек» при работе с наиболее востребованными проектами мировой сети. В индексе провайдеров Netflix (крупнейший магазина онлайн видео, с 40 млнами подписчиков), который фиксирует то с какой скоростью идет контент от облака Netflix (в облаке Amazon) до абонента конкретного оператора (и таким образом отражает не скорость передачи данных на последней мили, но глобальную связность оператора абонента) Google Fiber занимает первую строчку, причем с заметным отрывом от других операторов США (http://ispspeedindex.netflix.com/). В тестах, отражающих скорости загрузки видео из Youtube, или доступа к социальным сетям (Facebook) проект демонстрирует аналогичные максимально высокие результаты.
Получается, что хотя теоретически абоненты, подключенные на скорости 100 Мбит/с местным оператором при просмотре онлайн видео не должны почувствовать какой-либо разницы, если их переподключить к сети провайдера, дающего 1Гбит/с, благодаря тестам от агрегаторов онлайн видео, знают, что разница есть. Не из-за той скорости, что дает оператор на последней миле, а из-за логики присоединения сетей оператора к магистралям Интернета. Но благодаря Google в восприятии американцев самый быстрый доступ Netflix, Youtube и другим онлайн сервисам (не в последнюю очередь того же Google) ассоциируется с подключением на скорости 1Гбит/с .
Вторая важная составляющая проекта Google Fiber — вовлеченность в данный процесс представителей власти. Выбор конкретных городов, где Google решил развернуть свои сети, был обусловлен тем, что администрации данных городов ждали проект, и были готовы оказать поддержку.
Что получил Google от данного союза — серьезную экономию капитальных затрат. По их собственным расчетам, доля траты на «закапывание» кабелей (подразумевающие в том числе и строительство инженерной инфраструктуры для сетей связи) составляет порядка 80% инвестиций в строительство сети. Экономия от сотрудничества с правительством (которое упростит получение разрешений на прокладку ЛКС где необходимо) в разы перекрывает удорожание от того, что построенная сеть даст абоненту доступ к интернет на скорости 1Гбит/с, а не 100 Мбит/с.
Что получил город от помощи Google Fiber — бесплатный интернет школам и библиотекам и другим социальным объектам города (в тех кварталах, где он развернет свою сеть), плюс возможность жителям подключиться к сети интернет на максимальной скорости за умеренную сумму. Важно уточнить, что в 2009 году, когда проект Google Fiber только обретал очертания, Федеральная комиссия по связи опубликовала National Broadband Plan (Национальный план широкополосного доступа), где была обозначена задача минимум для государства в ближайшие 10 лет с помощью стимулирующих мер добиться, чтобы подавляющее большинство абонентов были подключены на скорости 100 Мбит/с. Интернет технологии стимулируют экономику, все больше используются и в социальной сфере, в частности в медицине — поэтому вопрос доступности ШПД получил статус социально значимого. И по всей видимости, осознан и на местном уровне.
Нет повода утверждать, что если бы специалисты Google пришли к местным властям с проектом согласно которому базовой скоростью подключения была бы скорость в 100 Мбит/с, с ними бы не стали говорить, но факт, что операторы предлагающие абонентам подключение на скорости 100 Мбит/с на местных рынках были, но никто не предлагал абонентам подключение на скорости 1Гбит/с. И опять же, после Google Fiber социально значимыми могут стать проекты обещающие жителям гигабитный интернет. Благо сегодня Google Fiber уже не единичный проект, есть Gigabit Squared, на стадии появления ряд других.
Важно отметить, что данный подход - с помощью благотворительных шагов сократить объем капитальных затрат - Google пробует воплотить и на последней миле. Новые кварталы компания подключает, когда наберет необходимое количество заявок от жильцов, на стадии привлечения активно предлагает бесплатный интернет на минимальной скорости (с оплатой за подключение), и побуждает потенциальных абонентов убеждать соседей в необходимости подключения к Google Fiber. Не случайно в промороликах Google Fiber акцентируется, что Google подключает, когда есть заявка от community, то есть сообществ.
Да, Google Fiber - это в первую очередь смелый эксперимент. Но, очевидно, что он не настолько прост и безрассуден, как может показаться на первый взгляд. Меняется объективная реальность и в отношении того, что является главной ценностью сети интернет, и в отношении того, как общество социальные институты воспринимает услугу широкополосного доступа к сети интернет. На этом можно играть, отталкиваться от этих изменений в построении новых бизнес- моделей для интернет провайдеров.
И да, сама услуга ШПД в этих моделях отходит на второй план, она становится в полном смысле базовой услугой. То, что два из трех известных последователей Google Fiber - CenturyLink и Iliad - компании, которые умеют зарабатывать на продаже контента (CenturyLink - в первую очередь оператор кабельного ТВ, потом интернет провайдер, Iliad - один из самых успешных проектов Европы по продаже видео по запросу) важный факт. Им, безусловно, проще поверить в “новую реальность”, предложенную Google Fiber.