Украинским интернет-провайдерам приходится выживать в крайне неблагоприятных условиях. Заработок с одного абонента в Украине — самый низкий в СНГ, а конкуренция очень жесткая. И все же этот сегмент бизнеса не лишен привлекательности. Сейчас идет период наращивания абонентской базы и формирования рынка, отмечают эксперты. И поднять цены на услуги интернета вряд ли кто-то рискнет.
Согласно результатам ежегодного исследования "Измерения информационного общества" Международного союза электросвязи, публикуемого с 2009 года, Украина заняла 68-е место среди 157 стран мира и шестое место среди стран СНГ по темпам развития информационных технологий. При этом в Украине наблюдается крайне низкая цена на широкополосной доступ к интернету — $7,5 с одного абонента в месяц, что в 1,7 раза меньше среднего показателя по странам региона (см. таблицу).
Аналитик компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский считает, что столь низкая цена на услуги широкополосного доступа в интернет в Украине связана с высокой конкурентностью рынка, вызванной активным развитием локальных сетей и мелких провайдеров. По его мнению, данный вид бизнеса в стране не является высокорентабельным, однако барьер входа на рынок широкополосного интернета также остается достаточно низким, что позволяет сохранить высокую конкуренцию на рынке. При этом рынок постоянно растет.
Барьер входа на рынок широкополосного интернета остается низким
Впрочем, такая ситуация не мешает компаниям активно инвестировать в развитие широкополосного доступа. В число крупнейших интернет-провайдеров сегодня входят: владелец самой большой в стране сети фиксированной связи "Укртелеком", лидер рынка мобильной связи "Киевстар", крупнейший в стране провайдер кабельного телевидения "Воля" и его основной конкурент "Триолан".
Участники рынка отмечают, что рынок интернет-доступа перспективен в первую очередь благодаря возможности быстро нарастить доходы за счет роста абонентской базы. По словам директора по корпоративным связям "Киевстара" Михаила Шуранова, только за период со второго квартала 2012 года по второй квартал 2013 года количество домохозяйств, подключенных к услуге широкополосного доступа, выросло на 38%, достигнув практически 700 тыс. В "Киевстаре" отмечают перспективность этого направления, но говорят, что рентабельность данного бизнеса крайне зависима от так называемой проблемы "последней мили", то есть стоимость подключения нового домохозяйства напрямую зависит от того, на каком расстоянии оно находится от ближайшего коммутатора. Отметим, что выручка "Киевстара" от данной услуги во втором квартале 2013 года составила 100 млн грн (около 3% от общей выручки компании), что на 55% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом показатель ARPU (показатель средней выручки в расчете на одного абонента.—"Ъ") составил 49,7 грн. Примечательно, что ARPU этой услуги у других бизнес-юнитов VimpelCom — Beeline (Россия) и Wind (Италия) — находится примерно на уровне 113 грн (443 руб.) и 223 грн (20,2 евро) соответственно.
Количество абонентов широкополосного интернета за последний год выросло примерно на 10-15%, говорит господин Вышлинский. Однако при этом не стоит ожидать в ближайшем будущем снижения цен на высокоскоростной доступ к интернету. "Цены в ближайшее время скорее всего будут стабильными, тарифы не снизятся. Провайдеры вероятнее всего будут стремиться повышать ARPU, предлагая абонентам увеличение скорости или дополнительные услуги",— отмечает он. По его мнению, даже возможное объединение телекоммуникационных провайдеров "Укртелеком" и Vega не сможет значительно изменить правила игры на рынке в ближайшее время, поскольку процесс слияния затянется не менее чем на год-полтора.