На прошлой неделе компания Amazon представила Fire TV — недорогую приставку для телевизора, способную проигрывать фильмы, сериалы и музыку, а также служить платформой для видеоигр и различных сервисов. Одновременно с этим Google готовится объявить о выходе собственной приставки, Android AndroidTVTV, а новая модель Apple TV, по слухам, превратится в полноценный игровой центр. Всё идёт к тому, что весь развлекательный контент сосредоточится на одном устройстве рядом с телевизором.
Индустрия развлекательного и прочего цифрового контента сейчас находится в переходном состоянии - и наиболее успешной компанией окажется та, которая точно предугадает, что нужно делать дальше. Главные продавцы цифрового контента — Apple, Google и Amazon — делают ставки на то, что пришло время захватить телевизор. Есть ощущение, что именно в этом году у них всё получится. И вот почему.
1. Единство контента
Очевидная, но важная мысль: люди перестали разделять развлекательные формы искусства. Фильмы, сериалы, музыка, видеоигры, сервисы — современному человеку интересно всё, это следует хотя бы из того, насколько развлечения стали массовыми. 15 миллионов человек, которые смотрят Game of Thrones; полмиллиона, купившие альбом «AM» Arctic Monkeys, и 2 миллиарда человек, скачавшие Angry Birds, наверняка пересекаются. Это случилось буквально за десять лет: сначала iTunes сделал музыкальные альбомы доступными по одному нажатию в телефоне, потом демаргинализировались сериалы, затем игры вошли в повседневную жизнь через смартфоны и планшеты. С единым контентом нужна единая платформа, на которой можно делать сразу всё: с этим с переменным успехом справляются мобильные устройства, но понятно, что что-то подобное нужно внутри дома, и, как ни странно, это не компьютер.
2. Один магазин и одна платформа
Из предыдущего пункта легко сделать такой вывод: поскольку весь контент един, удобнее всего покупать его в одном месте, - а лучше сразу же в том самом месте и использовать. Успех ждет ту компанию, которая простым образом сможет объединить компьютер, телефон с планшетом и телевизор. К этому идут все: совсем недавно Microsoft объявили об одном стандарте приложений для обновлённой Windows 8 и мобильных устройств. На прошлой неделе вышла бета-версия приложения SmartGlass, позволяющего соединять Xbox One с планшетами и смартфонами. Вот уже три года Apple призывают всех связывать информацию с разных девайсов через iCloud. А компания Valve сначала сделала успешный сервис по продаже видеоигр на PC и Mac и только в этом году анонсировала свою приставку. Из попавших в руки журналистов документов Android TV, например, следует, что Google хотят, чтобы, скажем, фильм можно было купить и начать смотреть на планшете — а потом несколькими лёгкими движениями переместить на экран телевизора и продолжить смотреть там. Идея соединения нескольких экранов, сначала появилась у видеоигровых компаний: у Nintendo c Wii U, где картинку можно перекидывать между контроллером-планшетом и экраном телевизора, и Sony с соединением PS Vita и Playstation 4 — а теперь дошла до всех остальных.
3. Телевизор — сердце дома
Это может быть не слишком понятно в России, где аудитория телевизора и аудитория продукции Google и Apple пересекается не так сильно, но совершенно очевидно в США: телевизор — важная часть экосистемы, в которую входят телефон и компьютер. Американские электронные компании давно пытаются его «спасти» — сделать из него центр, вокруг которого всё будет собрано. Технологии уже разработаны: один из первых удачных контентных сервисов, Netflix, был связан с телевизором и сериалами.
Главная перемена, которая произошла с телевизором в США за последние годы: он начал терять молодую аудиторию, которая предпочитает сама выбирать, что ей смотреть и что делать в тот или иной момент. Более того, эта аудитория выросла и начала зарабатывать деньги: если верить исследованию LG, многие семьи — пользователи «умных» телевизионных приставок — зарабатывают больше 100 000$ в год. Они всё ещё собираются у телевизора, но теперь нужны компании, которые смогут удобно и выгодно продать им контент.
4. Большим компаниям интересен весь контент
Крупные технологические компании стремятся расширить свои сферы влияния: Sony и Microsoft движутся от игр к контенту в целом и представляют свои новые игровые консоли как «развлекательные центры», на которых можно делать всё подряд; Apple, Amazon и Google, наоборот, движутся по направлению к играм. Это касается не только гигантов: скажем, Valve, всю жизнь занимавшаяся исключительно играми, — выходит на рынок «железа» и выпускает Steam Machines, приставку, на которой, разумеется, можно будет смотреть Netflix и Hulu. Отныне недостаточно заниматься чем-то одним. Причина — во всём вышесказанном; исключительно на играх пытаются заработать маленькие компании, производители «микроконсолей» вроде Ouya, рассчитывающие на нишевую аудиторию. Если же у компании больше ресурсов, то почему бы не сделать так, чтобы человек, закончив играть в какую-нибудь игру на вашей приставке, сразу имел возможность переключиться на сериал?
5. Железо стало лучше и дешевле
«Внутренности» компьютеров и консолей с каждым годом становятся дешевле и быстрее; более того, разработчики учатся лучше работать с уже существующими ограничениями. Оперативная память Fire TV — как у двух айпэдов, но игры на нём выглядят ничуть не хуже, чем на «настоящих» консолях, а сама она дешевле в несколько раз и стоит всего 99 долларов. Игры Fire TV хранит на флеш-диске, но фильмы и сериалы стримит из интернета: и это тоже стало гораздо доступнее в последние годы; с 2010-го средняя скорость подключения к интернету в мире выросла почти в 3 раза. Если раньше вообразить одинаково красивую игру на планшете и компьютере было сложно, теперь немало примеров: скажем, Deus Ex: The Fall, которая вышла сначала на айпэде, а теперь на PC — и выглядит совершенно нормально.
6. Люди готовы
Пожалуй, самый важный и трудноуловимый момент: вместе с технологиями и компаниями изменился потребитель. Буквально за четыре-пять лет у технологической части человечества сложился новый образ мышления: мы привыкли пользоваться одним гаджетом для всего на свете (понятно, что с компьютером это происходит последние лет двадцать, но с телефонами и планшетами стало совсем естественным); мы привыкли сами выбирать, что делать и что смотреть; мы хотим делать это быстро и удобно; наконец, кино, сериалы и игры наравне конкурируют за то, чтобы именно с ними мы провели вечер. Но главное — мы окончательно свыклись со стримингом и мыслью, что всё может храниться в облаке, нам ни к чему иметь у себя файлы; в таких условиях гибрид телевидения и интернета очень легко представить. В 2010 году идея «умного телевизора» ещё казалась странной — теперь ничего более логичного представить нельзя, и, кажется, её наконец правильно воплотят в жизнь.