В четверг 12 декабря в пресс-центре интернет-издания «Обозреватель» представители оператора цифрового спутникового телевидения "Либідь ТБ" провели пресс-конференцию. В ходе едва ли не первого за два года публичного мероприятия компании были представлены не только руководство компании, но и ключевые детали одного из наиболее ожидаемых проектов в сегменте платного телевидения. Его руководитель, директор по развитию компании Вячеслав Мордачёв не скрывал, что главной причиной, которая побудила "Либідь ТБ" нарушить молчание, стала недавняя публикация на ProIT: "когда людям интересно и не хватает информации, образуется информационный вакуум... которой заполняться слухами, негативом, домыслами. И нам показалось, что на сегодняшний момент вокруг нашей компании образовался значительный вакуум..." Г-н Мордачёв и его коллеги попытались дать исчерпывающие ответы на вопросы, которые были подняты в нашей публикации, а также поступили от читателей сайта "Обозреватель". Полная видеозапись пресс-конференции доступна на YouTube, с ней можно ознакомиться здесь. Пока же упомянем основные моменты.
Потребительские характеристики
Рассуждая об особенностях своего рыночного позиционирования, г-н Мордачёв и его коллеги на разные лады повторяли тезис о "Либідь ТБ" как легальной альтернативе различным формам противозаконного просмотра ТВ-контента. Именно эта модель, по их словам, положена в основу бизнес-плана компании. Соответственно, своей целевой аудиторией они считают жителей украинской глубинки, готовых платить не более 5-8 гривен в месяц за некий достаточно привлекательный для них набор телеканалов. Основу этого набора из 40-60 наименований составляют общенациональные каналы, доступные бесплатно в эфире. Премиальный контент также их интересует, но при условии сугубо номинальных расценок.
Исходя из такого позиционирования, в компании обсуждают возможные варианты продуктовой политики. Один из вариантов, озвученных директором по контенту Антоном Алешановым, предполагает наличие пакета из общедоступных каналов и возможности добавлять платный контент за "приблизительно пять, плюс-минус доллар, в год". И хотя сам г-н Мордачёв призвал не фиксировать внимание на ценах, поскольку они ещё обсуждаются, порядок цифр он подтвердил. Среди прочего обсуждается и срок, на который новый абонент получает бесплатный неограниченный доступ к общенациональным телеканалам: то ли на 3 года, то ли навсегда.
Представители компании ушли от прямого ответа на вопрос о стоимости оборудования. Вместо этого они предпочитают говорить о совокупных расходах на подключение, которые должны быть "ниже, чем стоимость других решений". Компания будет рекомендовать приставку от "General Satellite", основного поставщика оборудования для "Триколор ТВ", и CAM-модуль от Neotion. Несколько позже ожидается появление приставки от компании Хюндай. Вопросы инсталляции будут целиком отданы на откуп сторонним структурам.
Развитие проекта
Тестовое вещание "Либідь ТБ" началось ещё в ноябре, продажи оборудования и подписок должны были начаться до конца года. Однако проволочки с выдачей лицензии вынуждают компанию перенести официальный запуск на первый квартал 2013 года. Несмотря на то, что в компании признают необязательный, по сути, характер выдаваемых Нацрадой лицензий, их наличие рассматривается как необходимое и обязательное условие.
Также продолжаются переговоры с украинскими каналами. В «Либідь-ТБ» планируют заключить соглашения со всеми крупнейшими вещателями. В компании признают наличие сложностей в переговорном процессе. По словам г-на Соломахи, как DTH-оператор «Либідь-ТБ» не имеет обязательств по обязательной трансляции каналов универсальной программной услуги (УПП). В свою очередь и телеканалы не имеют обязательств предоставлять свой контент для трансляции на новой платформе.
Обращает на себя вера команды «Либідь-ТБ» в неизбежность кодирования общенациональных каналов. Именно так они и описывают данную возможность: "это неизбежный процесс". По их мнению, как только ведущие украинские телеканалы нарастят свою аудиторию в "цифре", а государство отключит аналоговое вещания, каналы будут кодироваться сами и всячески стимулировать к этому других.
Бизнес-модель "Либідь ТБ"
Отвечая на вопрос о том, можно ли рассматривать "Либідь ТБ" попыткой повторить успех "Триколор-ТВ" на российском рынке, г-н Мордачёв подтвердил, что в основу его украинского проекта положены успешный опыт, знания и навыки, полученные в России. Руководитель "Либідь ТБ" отверг версию о вовлечённости в проект российского "Газпрома" и государственных структур. По его словам, необходимые инвестиции предоставлены частными структурами, физическими лицами под его имя. Стратегическими целями проекта он назвал рост капитализации в течении трёх-четырёх лет и появление в бизнесе новых партнёров, которые "помогут вывести его на новый уровень". К этому времени "Либідь ТБ" намерена предложить самые низкие цены на рынке, подключить порядка 1 млн абонентов и через четыре-пять лет выйти на самоокупаемость.
Самым сложным вопросом Вячеслав Мордачёв признаёт вопрос о том, за счёт чего компания предполагает конкурировать с уже имеющимися операторами. "Либідь ТБ" не планирует напрямую конкурировать с уже существующими игроками. Своей рыночной нишей компания считает сегмент "доступного народного телевидения". Речь идёт о населенных пунктах, удаленных от крупных городов на расстояние более 30 км, расположенных на территориях со сложным рельефом и низкой плотностью населения. "Это те территории, на которых телевидение высокого качества труднодоступно с точки зрения технологических либо физических особенностей, либо по стоимости",— поясняет г-н Мордачев. При этом своими конкурентами руководитель "Либідь ТБ" называет представителей теневого сектора, предоставляющих нелегальные и пиратские способы доступа к ТВ-контенту.
Выводы и наблюдения
Несмотря на то, что в компании не согласны с мнением, изложенным в предыдущей публикации, озвученная на пресс-конференции информация не только не опровергает, но прямо подтверждает большинство сделанных в ней выводов. "Либідь ТБ" собирается воспроизвести бизнес-модель, которую уже несколько лет реализует российская "Триколор ТВ". Ключевыми элементами этой модели являются:
Разовые расходы на приобретение оборудования как оплата "входного билета". Абонент автоматически получает возможность бесплатно и без ограничений в ближайшие годы смотреть базовый пакет каналов;
отказ от ежемесячной абонентской платы и ничтожная по меркам существующего рынка стоимость платного контента, которые абонент может оплачивать дополнительно к бесплатному базовому пакету;
исключительно агрессивная политика в части наращивания абонентской базы.
Заявленная компанией стратегия основана на нескольких неочевидных предположениях:
1. Массовый украинский зритель чувствителен к вопросу легальности либо нелегальности востребованных им услуг. Компания верит в том, что при прочих равных условиях среднестатистический украинец, причем из глубинки, тот самый, который не готов платить больше несколько гривен в месяц, готов тратить время и силы на повторное подключение к "легальной альтернативе".
2. Компания исходит из наличия значительной по численности части населения, которое до сих пор не имеет возможности подключиться ни к эфирному, ни к спутниковому ТВ.
3. Компания не просто надеется но, кажется, уверена в скором и неизбежном введении кодирования общенациональных каналов.
4. Компания уверена в том, что государство собирается активно решать проблему пиратства и вообще содействовать легальному ТВ-бизнесу. В частности, рассчитывают на помощь в борьбе с c/sом.
5. Обращают на себя внимание высказанные г-ном Мордачёвым надежды на поддержку компании государством в качестве "потенциального национального проекта спутникового телевидения, который позволит получить ТВ, в том числе национальные каналы, там, где другого способа больше нет".
6. Очень обращает на себя то, как в компании оценивают макроэкономическую ситуацию в 2013 году, а именно ожидание стабилизации "неважно каким образом" и "не хуже чем в 2009-2010 годах".
При этом успех нового оператора зависит от того, что изменится на украинском рынке в части бесплатного доступа к огромному, тридцать две единицы, набору общенациональных каналов с одной стороны и повсеместной практике пиратского распространения платного контента - с другой. Именно эти два аспекта в самой компании называют основными препятствиями, которые мешают строительству цивилизованного рынка в Украине.