На 4-м заседании Форума регуляторных органов стран Причерноморского региона (BRAF), которое произошло в Киеве 6 сентября, Секретариатом BRAF был представлен сравнительный анализ развития телерадиовещательной отрасли и статуса регуляторных органов стран - членов Форума.Анализ был осуществлен на основе опросника, утвержденного государствами- членами на 3-м заседании BRAF в городе Тирана (Албания) 2012 года.
Всего в опросе приняли участие 10 из 12 стран - членов: Албания, Азербайджан, Болгария, Армения, Грузия, Румыния, Сербия, Турция и Украина. Россия и Греция не участвовали в опросе.
33 пункта опросника делились на три категории:1 ) аудиовизуальный ландшафт стран - членов BRAF (население, столица, состояние внедрения цифрового вещания, общее количество вещателей, количество спутниковых, национальных, местных каналов, кабельных и IPTV вещателей, количество общественных вещателей)
2) статус регуляторов стран-членов (дата основания, законодательство, принцип назначения членов и структура, конвергентный статус, осуществление анализа рынка, источники финансирования );
3) полномочия национальных регуляторов по неприличному контенту и порнографии, защите детей, медиа-собственности, медиа-образованию, рекламе, основным санкциям, количеству нарушений, количеству применяемых санкций, вещанию в период избирательных кампаний.
Согласно результатам опроса самой многочисленной по количеству населения является Турция, где насчитывается 74,72 млн. человек . Наибольшее количество национальных вещателей в Болгарии - 118. Больше спутниковых каналов и IPTV-вещателей в Турции - 265 и 53 соответственно.
Наибольшее количество кабельных операторов в Румынии - 432. Также Румыния имеет больше всех стран-членов BRAF каналов общественного вещания - 19. Украина занимает первое место по количеству местных вещателей - 425 и последнее по количеству общественных - 0.
Что касается состояния внедрения цифрового телевидения, то Украина и Азербайджан, где уже происходит параллельное вещание, опережают своих Причерноморских соседей. Например, Албания в мае 2012 года находилась на этапе принятия стратегии внедрения цифрового телевидения с окончательным переходом к июню 2015 года. В Турции и Молдове начата имплементация пилотных проектов, в Сербии работает первая цифровая сеть. Что касается Румынии, то правительство страны решило отложить окончательный переход от аналогового к цифровому телевидению на январь 2015 года.
Из всех стран-членов BRAF конвергентный статус имеет только национальный регулятор Грузии - Национальная комиссия по коммуникациям, основанная в 2000 году.
Источники финансирования у национальных регуляторов стран-членов Форума, согласно результатам опроса, также различны. Средствами из государственного бюджета финансируются регуляторные органы Азербайджана, Болгарии, Армении, Румынии и Украины.
В Албании, кроме государственного бюджета, источником финансирования регулятора являются денежные поступления за выдачу и переоформление лицензий и разрешений, административных и ежегодные платежи за лицензии и разрешения, оплата за услуги вещания, определяется законодательством о налогах и т.п..
В Молдове, кроме государственных средств и дотаций, Координационный совет финансируется за счет лицензионных сборов , а также ежегодных взносов, уплачиваемых вещателями в размере 1% от их годового оборота.
В Сербии финансирование деятельности Республиканской телерадиовещательной Агентства также осуществляется за счет лицензионных поступлений, а при необходимости и из государственного бюджета .
В Турции источниками финансирования Высшего совета по вопросам телерадиовещания лицензионные сборы, ежегодная оплата за использование телевизионного канала, мощности мультиплекса или радиочастоты, а также 3 % от ежемесячного валового дохода провайдеров медиа-услуги поступает от рекламы (кроме доходов от спонсорства).
Формирование состава регуляторных органов стран-членов BRAF происходит по принципу назначения от законодательной и исполнительной ветвей власти. В Албании, Молдове, Сербии и Турции члены регулирующих органов назначаются только парламентом. В Азербайджане Национальный совет назначается Президентом Республики на различные сроки (три члена в два года, три члена на четыре года и три члена на 6 лет).
Количество членов национальных регуляторов составляет от 5 до 11 человек (Болгария, Грузия - 5; Украина - 8; Азербайджан, Молдова, Сербия, Турция - 9, Румыния - 11) со сроком назначения от 5 до 6 лет.
Среди основных санкций, применяемых национальными регуляторами к нарушителям - письменное предупреждение, штраф, приостановление действия лицензии, временное приостановление действия лицензии, сокращение срока ее действия, отзыв лицензии, иски в суд.
В Турции административное взыскание за нарушение может составлять от двух до пяти процентов от общего валового дохода от рекламы за тот месяц, когда нарушение было зафиксировано.
Полномочия национальных регуляторов в части защиты детей от вредного контента в странах-членах Форума определяются главным образом национальными законами о телевидении и радиовещании, которыми предусмотрены отдельные требования по защите детей от контента, который может серьезно повредить их развитию, недопущение неприличного контента и порнографии. С этой целью, например, в Молдове, решением Координационного совета от 21 февраля 2013 запрещена ретрансляция телеканалов Hustler TV, XXX-TREME, XXL, Blue Hastler.
Вопрос прозрачности собственности в области медиа также относится к телерадиовещательного законодательства большинства стран - членов BRAF, кроме Болгарии , где оно является частью закона о защите конкуренции.
Что касается полномочий регуляторов в сфере медиаобразования, то наиболее четко они определены в законодательстве Турции, которое предусматривает, что Высший совет сотрудничает с государственными учреждениями, в частности Министерством образования, с целью распространения медиаобразования среди всех групп населения. Также законодательство Румынии призывает увеличить уровень понимания населением важности и безопасности аудиовизуальных медиа-услуг через внедрение медиаобразования для всех групп населения. В Грузии этот вопрос также регулируется законом о телерадиовещании и кодексами поведения для вещателей.
Вопросы регулирования скрытой рекламы (product placement) также являются частью национального законодательства Албании, Армении, Болгарии, Молдовы, Румынии, Сербии и Турции. Например, в Болгарии скрытая реклама запрещена в новостях, религиозных программах и программах общественных вещателей. Кроме того, вещатели должны соответственно предупреждать о предоставлении информации о товарах и услугах. В Турции также не допускается скрытая реклама в передачах, кроме кинематографических работ, телевизионных фильмов и сериалов, спортивных и легких развлекательных программах.
Вообще вопрос регулирования рекламы относится к компетенции национальных регуляторов и наиболее четко ее категории определены в Болгарии - «реклама», «спонсорство», «телепродажа», «скрытая реклама».
Полномочия регулирующих органов стран-членов Форума во время избирательных кампаний регулируются также законодательством о телерадиовещании. В Болгарии, Молдове, Турции и Украине регуляторы тесно сотрудничают с центральными избирательными комиссиями. Например, в Турции мониторинг, надзор и оценка деятельности вещателей в этот период осуществляется в соответствии с решениями Высшего избирательной комиссии.
Ознакомиться со сравнительной таблицей законодательства в сфере телерадиовещания стран - членов BRAF можно здесь
http://nrada.gov.ua/ua/mizhnarodnadiyalnist/18090/20337.html