Количество неэфирных телеканалов растет, но среднее число телеканалов, которые смотрит пользователь, практически не меняется.
Среднее телесмотрение в России велико - около 220 мин в день, и не показывает тенденций к снижению. Но телезрители постоянно смотрят совсем небольшое количество телеканалов.
В своем докладе на конференции "Connected TV&Video" Сергей Кошельков, директор "Цифрового ТВ" ВГТРК, привел данные о среднем количестве телеканалов, которые доступны российскому телезрителю, и о том числе телеканалов, которые смотрят.
год - среднее количество доступных телеканалов - абонент смотрит
2012 - -39- -10-
2011 - -35- -10-
2010 - -23- -8-
2009 - -10- -9-
Данные цифры свидетельствуют, что в среднем абоненту в России, к сожалению, доступны вовсе не сотни телеканалов и тем более не все триста пятьдесят неэфирных, вещающих на Россию. Но известно, что и в тех сетях, где количество телеканалов в сети достаточно велико, средний телезритель выбирает и постоянно смотрит только небольшое их количество. Например, Газпром Медиа приводит цифру в 17 тематических телеканалов на одного абонента.
По мнению Дмитрия Багдасаряна из МТС правильным ответом оператора является персонификация - предоставление абоненту возможности персонального пакетирования для нишевых телеканалов. Вместо того, чтобы предлагать абоненту большой и дешевый пакет бесполезного контента, нужно дать возможность выбрать и заплатить за тематические пакеты или телеканалы a la carte. Этот подход не только удобен абоненту - опыт МТС по предоставлению Персонального ТВ показывает, что услугой a la carte пользуется около 30% абонентов, - но он и выгоден для телеканалов и операторов, так как за качественный персональный пакет телеканалов абонент готов платить больше.
Попытку нишевых телеканалов увеличить свои доходы за счет продажи рекламы Дмитрий считает тупиковой, так как рекламный рынок ограничен, а за телеканал с большим количеством рекламы телезритель не готов платить. Сейчас, несмотря на наличие платежеспособного спроса, российский рынок платного ТВ ориентирован на дешевый и массовый продукт, что не дает возможности телеканалам снимать или покупать качественные передачи.