Польский опыт перехода на эфирную цифру вполне применим и к России. Наши северо-западные соседи не только повторяют, причём с некоторым опозданием (хоть в чём-то мы впереди!) украинские ошибки, но энергично плодят свои собственные. Как и в Украине, в РФ имели место неожиданные решения, связанные со стандартом DVB-T2. Изначально, распоряжением правительства от 21 января 2011 года было решено, что этот стандарт будет введен лишь к 2015 году, а до той поры сети ЦТВ должны были строиться на DVB-T. Однако через год с небольшим правительство РФ сдвигает переход на
стандарт DVB-T2 сразу на три года, на 2012-2013 годы. Если в Украине от внезапной смены технологической политики пострадали не более 150 тысяч владельцев DVB-T оборудоавания, то в России счёт шёл на миллионы. В целом можно констатировать, что переход эфирного ТВ на "цифру" происходит у наших соседей даже ещё труднее. Ни в 2014, ни в 2015, ни, скорее всего, даже в 2017 он не завершится. Ключевой проблемой, как и предупреждают польские эксперты, является наличие (точнее, отсутствие) адекватной стратегии отключения аналогового вещания. Федеральная Программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы» требует достижения следующих значений целевых индикаторов:
- численность населения РФ, не охваченного телевещанием, на конечном этапе реализации Программы должна быть меньше тысячи человек;
- доля населения РФ, имеющего возможность приема обязательных телерадиоканалов, - 100%;
- площадь территории субъектов РФ, охваченных наземным цифровым вещанием обязательных телерадиоканалов (с охватом не менее 50% населения субъекта РФ), - 17098200 км;
- доля населения РФ, имеющего возможность приема 20 телеканалов свободного доступа, - 97,6%.
Попросту говоря, необходимо обеспечить не только покрытие территории сигналом, но и наличие у населения телевизоров и приёмников. Причём практически поголовно, независимо от наличия у них возможности и даже желания смотреть этот самый телевизор. Это требование, которое очень трудно и выполнить и проконтролировать. Поэтому не стоит удивляться, что только сейчас, в конце 2012 года российский Минкомсвязи озвучил идею субсидирования абонентских устройств. Поразительно, но факт: до последнего времени российские чиновники полагали, что этот вопрос решится сам собой. Между тем более половины сельского населения составляют абоненты DTH- и FTA-платформ . Согласно J’son & Partners Consulting, эти пользователи вряд ли заинтересованы в переходе наэфирное ЦТВ, поскольку уже имеют ровно те же каналы. Что касается городского населения, то его большая часть уже подключена к услугам платного телевидения, поэтому речь может идти разве что о подключении к бесплатному ЦТВ вторых, третьих и т.д. телевизоров в квартире. Таким образом, к потенциальной аудитории ЦТВ можно отнести разве что пользователей т.н. социального малоканального телевидения. Очевидные просчёты при разработке стратегии перехода на цифру приводят к всевозрастающему отставанию от плановых заданий. На начало 2012 г. доля домохозяйств, имеющих техническую возможность приема ЦТВ, достигла 30%. При этом количество реальных потребителей услуги, по итогам 2011 г. не составило и половины домохозяйств, имеющих техническую возможность. Не выросло проникновение ЦТВ и во втором квартале 2012 г., составив те же 11%. Между тем,согласно программе цифровизации на 2009-2015 гг., по итогам 2011 г. доля семей, принимающих эфирное ЦТВ, должна была достигнуть 31%. Чтобы ликвидировать наметившийся прорыв, Минкомсвязи предлагает установить срок отключения аналогового сигнала не ранее 18 месяцев после охвата цифровым ТВ 97,6% населения. Другими словами, аналоговое вещание должно быть отключено не ранее конца 2016 года. Этот время необходимо, чтобы обеспечить хотя бы 95% домохозяйств цифровыми приставками или телевизорами, для чего потребуется финансовая помощь из федерального или региональных бюджетов. К числу малообеспеченных категорий населения, которые нуждаются в субсидированном оборудовании, отнесены 7,3 млн семей. Любопытно, что в своих расчетах министерство исходит из средней цены приставки в 2,5 тыс. рублей (около 62 Евро), тогда как в Польше речь идёт уже про 30-35 Евро,а в Украине про сорок с небольшим.