Еще пару лет назад казалось, что вещательный бизнес стоит на краю пропасти. Интернет начал перетягивать одеяло на себя, и телеканалам пришлось искать новые пути привлечения аудитории. Вместо того чтобы сдаться онлайну, ТВ начало использовать его в корыстных целях.
По данным Киевского международного института социологии, 50% населения Украины являются интернет-пользователями, и их доля увеличивается с каждым годом на 5-7%. Количество гаджетов с доступом к онлайну (61 млн.) превышает население страны, а общее количество людей, которые одновременно пользуются интернетом и смотрят телевизор, достигает 10 млн. человек. При этом доля телезрителей, несмотря на прогнозы, не падает. По данным StarLightMedia, в 2013 году она даже выросла — 14,5% населения по сравнению с 14,1% в 2010-м. Позитивная статистика связана с тем, что главным фактором для зрителя остается контент. При этом неважно, какое средство он использует для просмотра любимой передачи — телевизор, компьютер, планшет или смартфон.
Интернет стал новым ресурсом для ТВ-каналов. По данным Gemius AdMonitor, доля рекламных кампаний, в которых так или иначе используются видеоформаты, составляет 75%. В этом году 10-15% телевизионных бюджетов перекочевали в онлайн.
Зачем идти в онлайн
Самый распространенный способ использования интернета телевидением, когда ТВ-канал транслирует часть своего контента в сети. По словам руководителя группы интернет-проектов «1+1 Медиа» Павла Педенко, канал идет в онлайн по двум причинам. С одной стороны, интернет дает возможность в реальном времени отслеживать интерес к телепродукту и более тесно взаимодействовать со зрителем. С другой — это расширение аудитории, которое в среднем добавляет 10% к рейтингу проекта. Аудиторию в сети нарастить несложно. «Онлайн-медиа пока не могут позволить себе производство дорого контента, на который есть спрос», — говорит Педенко.
Но в интернете у традиционного телевидения есть конкуренция: тематические онлайн-каналы. В России таковых около 350, в Украине — около 30. Несмотря на то, что рекламодатели пока больше предпочитают классическое ТВ, в России, по данным Ассоциации коммуникационных агентств, с 2011 по 2012 год доля рекламных бюджетов у неэфирного телевидения выросла на 27%. Причина — в узкой целевой аудитории и росте популярности.
Российский ForumHouse.Tv — интернет-телеканал о дачах и ремонте — появился как дополнение одноименного портала о строительстве и ремонте. По оценкам гендиректора российского интернет-холдинга Dacha Online Алексея Кутейникова, месячные затраты ForumHouse.Tv — всего $10 тыс. К примеру, в неделю размещают три-четыре видео, себестоимость одного ролика всего $300-400. ForumHouse.Tv — имиджевый проект, который сам по себе не приносит дохода. Но телеканал стараются монетизировать с помощью рекламных баннеров, брендирования подложки сайта, «видеорубрики клиента».
За семь лет существования немецкий тематический канал FotoTV.com вырос до двух сайтов — немецкого и английского онлайн-каналов. Теорией и практикой фотографии заинтересовались 60 тыс. постоянных пользователей, ежедневно сайты привлекают 4 тыс. посетителей. И это при том, что сайт не бесплатный: год безлимитного доступа к ресурсам стоит $70, три месяца — $40. Кроме подписки, сайт зарабатывает на рекламе.
Марк Людвиг, основатель проекта, говорит, что подобные онлайн-проекты «выстреливают» не сразу, а начинают зарабатывать только через три-пять лет. При этом инвестиции в такой онлайн-канал составят не меньше 2 млн. евро. «Коммерческое интернет-ТВ должно иметь высокие стандарты качества, чтобы конкурировать с бесплатными видео на YouTube», — объясняет он.
Подписку как прием монетизации собирается использовать российский проект «Дождь», который вещает как онлайн, так и в кабельных и спутниковых сетях. Изначально в интернет канал запускался как бесплатный, но кабельные каналы не хотели платить за то, что есть в свободном доступе в сети. Основатель канала Наталья Синдеева рассчитывает, что сборы от подписки составят 30% всех доходов «Дождя».
Цена вопроса
По мнению Сергея Цыганенко, коммерческого директора агентства AdShot Creative, минимальная стартовая сумма, необходимая для запуска нового интернет-телеканала, может составить $50-100 тыс. По словам протоиерея Игоря Яцкива, руководителя департамента информации УГКЦ, создание собственной студии (ремонтные работы, осветительная техника, камеры, аппаратная, монтажная) обошлись интернет-телеканалу «Живе ТБ» всего в 400 тыс. грн.
Сэкономить на создании интернет-канала можно и использовав бесплатный видеохостинг YouTube. Каждый день этот ресурс посещают более миллиарда уникальных посетителей. Собственные каналы на YouTube есть у крупных корпораций и компаний, например, BMW, Porsche, Apple, Coca-Cola, Nike и т.д. Причем на своих каналах в YouTube компании размещают не только специально отснятые обзоры и новости, но и рекламные видео, отснятые для традиционного ТВ. Сервис дает возможность владельцам каналов вернуть инвестиции: летом YouTube запустил первые 53 платных канала, предлагая пользователю платить от $0,99 до $7,99 в месяц.
Разумная синергия
По прогнозам французской исследовательской компании iDate, доходы ТВ и видеотрансляций по всему миру будут расти — с 392,2 млрд. евро в 2012 году до 483 млрд. евро в 2017-м. Причем будущее совсем не за традиционным ТВ — на смену ему придет Smart TV, которое позволяет смотреть любой контент в любое время с помощью подключения к интернету. Smart TV может увеличить объемы просмотра такого видео, тем более что сервис становится все более популярным. Так, по данным GfK Ukraine, объемы продаж смарт-телевизоров всего за год выросли в 3,5 раза — до 270 тыс. штук в 2012 году. Тенденция роста сохраняется: за первые три месяца 2013-го было продано 84 тыс. устройств.
В Украине есть несколько сервисов, работающих на основе умных платформ, позволяя смотреть видео онлайн. В 2012 году «Медиа Группа Украина» запустила видеосервис
oll.tv, с помощью которого можно посмотреть не только фильм или сериал, но и прямые трансляции, например, футбол. Причем часть программ и фильмов доступны к просмотру только после оформления платной подписки (40 грн. в месяц). Видеокинотеатр Megogo предоставляет 95% видео бесплатно, но оставшаяся часть — только при подписке (от 49 грн. в месяц). Кроме того, подписка дает возможность смотреть видео без рекламы.
Впрочем, до настоящей революции в видеоканалах еще далеко. «Будущее за синергией ТВ и интернета», — говорит Павел Педенко. Несмотря на активный спрос, тотальной замены телевизоров на «умные платформы» пока не произойдет. Хотя бы потому, что скорость интернета в Украине пока невысока, а большая часть населения еще не готова к технологическому прорыву.
Зинаиа Кукина, Екатерина Корниенко