От «социального пакета» никуда не денешьсяВ чем прелесть IPTV, или, как его еще называют, цифрового интерактивного телевидения? В условиях Беларуси — прежде всего возможностью пользоваться приятными функциями отложенного просмотра, паузы и перемотки вещания телеканала, а также виртуального хранения записей. Иными словам, ключевым достоинством IPTV является интерактивность видеоуслуг и наличие широкого набора дополнительных сервисов. Однако возможности самостоятельно формировать пакет телепрограмм пока, увы, отсутствует. Что в итоге смотрят белорусские зрители?
— Согласно исследованиям «Атлант Телеком», до 30% абонентов смотрят каналы, включенные в так называемый «социальный пакет», — говорит директор компании-провайдера Игорь Сукач. — Одинаково востребованы, примерно в пределах 20%, каналы, специализирующиеся на показе фильмов, и детский контент. Только 5% зрителей интересуют спортивные каналы, столько же — музыкальные. Примерно такая же скромная доля зрителей у новостных и развлекательных каналов.
Несмотря на невозможность подбора индивидуального пакета программ, количество пользователей онлайн-ТВ в Беларуси растет. По словам Игоря Сукача, особенно активно начали подключаться на услугу IPTV в последний год.
Как развивается цифровой контент в мире?Интерес белорусов к цифровому контенту находится в тесной привязке к мировым тенденциям. По оценкам J’son & Partners Consulting, международной консалтинговой компании, специализирующейся на рынках телекоммуникаций, медиа, ИТ и инновационных технологиях в России, СНГ и Центральной Азии, в 2012 году рынок цифрового контента в мире оценивался в $58 млрд, а к 2016-му ожидается увеличение объемов этого рынка до $109 млрд. Крупнейшим рынком на мировой арене является рынок США — 38%. Доля соседней России составляет 2%.
Цифровой контент — это множество информационно-развлекательных материалов, распространяемых в цифровом виде по каналам связи и предназначенных для использования на компьютере, мобильном терминале, специализированных устройствах. Цифровой контент может быть представлен в таких жанрах, как игры, видео, аудио или текст.
J’son & Partners Consulting констатируют, что основной рост рынка цифрового контента во всем мире обеспечивают видео и мобильный контент. Самыми быстрорастущими сегментами прошлого года стали видео и мобильная музыка — их рост составил, соответственно, около 62% и 99%.
«Сериальная страсть» неистребима!«Вынужденная страсть» белорусских зрителей IPTV к каналам «соцпакета» становится понятной, когда знакомишься с рейтингом «Яндекса», составленным на основе поисковых запросов названий телесериалов в октябре 2013 года. Выясняется, что подавляющее большинство «мыльных опер» идет именно на доступных в Беларуси ТВ-каналах.
Выясняется, например, что самый популярный в Беларуси телесериал — «Карпов» («НТВ-Беларусь»). Многосерийный фильм про бывшего подполковника милиции ищут в Байнете даже чаще, чем «Реальных пацанов» и «Интернов» с телеканала ТНТ.
В тридцатку самых популярных в РБ сериалов вошли многосерийные фильмы семи стран. В первую очередь — российские (16) и США (8). Телепродукцию других стран белорусы ищут в Интернете реже: в рейтинге представлено по одному сериалу из Турции («Великолепный век»), Украины («Сваты»), Бразилии («Клон»), Испании («Ковчег») и Аргентины («Виолетта»). Еще один сериал из топ-30 — «Поцелуй!» — создан совместно Россией и Украиной.
Интересно, что в разных областях Беларуси популярны почти одни и те же сериалы. К примеру, по числу запросов «Карпов» на первом месте во всех регионах, кроме Гродненской области, где в лидеры вышли «Реальные пацаны», а «Карпов» оказался только на пятом месте.
Если любовь к традиционным сериалам столь же крепка, как пристрастие к «ящику», то IPTV — оптимальный вариант для консенсуса. В противном случае дополнительные функции IPTV не так уж и важны: зачем менять обычное кабельное ТВ на компьютер, если «перематывать» из каналов, по большому счету, нечего?..
Александр Нестеров