ТВ-революция завершится лишь тогда, когда экран появится в вашей голове, пишет The Wall Street Journal.
Горячее сражение, развернувшееся между Time Warner Cable и CBS, вызывает ассоциации с Агадирским кризисом 1911 года. И, как и в случае с Агадирским кризисом, через несколько лет люди с трудом будут вспоминать, из-за чего же был весь сыр-бор.
Если вы не живёте в Далласе, Нью-Йорке или Лос-Анджелесе, вы даже не знаете, что у жителей этих городов, являющихся абонентами кабельного оператора Time Warner Cable, пропала возможность смотреть программы местных филиалов сети телеканалов CBS.
Две стороны конфликта сцепились в схватке вокруг одного из тех «ретрансляционных» положений, прописанных Конгрессом в Кабельном Акте 1992 года, которое предоставило местным вещательным станциям возможность требовать от кабельных операторов платить им за право ретрансляции в своих сетях программ, которые передаются в открытом наземном эфире.
Здесь нам сложно подобрать правильную метафору. Эта схватка подобна схватке сети ресторанов Burger King с сетью ресторанов McDonald's за доходное место в столице Атлантиды за 15 минут до того, как остров ушёл под воду.
Обычно никто не пытается обратиться к менеджерам кабельных компаний, чтобы предоставить им возможность высказать онтологическую иронию. Однако Гленн Бритт из Time Warner высказался, отметив, что если CBS не удовлетворена теми суммами, которые ей предлагает платить Time Warner за ретрансляцию своих каналов, она может попробовать начать предоставлять эти каналы непосредственно зрителям, на принципах «à la carte».
Возможно он шутит. Определённо, это несерьёзно. Это абсурд! Такими словами прореагировали на слова Бритта представители телеиндустрии по всему миру.
Как оказывается, господин Бритт действительно пошутил. Однако с другой стороны, ничто не мешает корпорации CBS отказаться от услуг посредников и начать предоставлять зрителям доступ к своим программам с помощью интернет-подключения. CBS для этого не нужно заключать договор о ретрансляции. Всё, что для этого понадобится компании, это разместить нужное приложение в «аппсторах».
Вполне резонным является вопрос о том, быстро или медленно отойдёт в прошлое практика пакетирования каналов кабельными посредниками. Хотя мы уже знаем, что на смену этой модели придёт принцип сетевого нейтралитета, который поставит всё с ног на голову.
Это утверждение особенно справедливо по отношению к предрекаемой нами жестокой конкуренции в сфере видеосетей, финансируемых за счёт рекламы. Впрочем, это будет совершенно не похоже на рекламную бизнес-модель Большой Тройки телеканалов прошлого.
Принцип сетевого нейтралитета, заключается в том, что провайдеры широкополосного доступа должны будут одинаково трепетно относиться к передаче каждого бита информации, независимо от её содержания. Иными словами, кабельные компании не должны никоим образом препятствовать доступу своих абонентов к, например, платформе Netflix, которая способна создавать конкуренцию их собственным телевизионным пакетам.
Такие опасения, впрочем, всегда были слишком раздуты. А сейчас они и вовсе устарели, поскольку кабельные операторы получают всё больше доходов именно от предоставления широкополосного доступа в интернет.
Чем глубже видео проникает в глобальную сеть, тем больше интернет из дву-направленного средства массовой информации превращается в одно-направленное. Кроме того, в новом мире неизбежно появление нового принципа формирования цен – на основе использования ресурсов сети. Пользователи, потребляющие мало, должны и платить меньше, чем те пользователи, которые потребляют много, или же пользователи, потребляющие мало, перестанут вовсе быть абонентами и вносить свой вклад в покрытие расходов сети. (Не покупайтесь на пустую болтовню, распространяемую в сети, о том, что кабельные операторы стремятся ввести систему дозированного ценообразования, чтобы компенсировать упущенную выгоду в области ТВ. Широкополосный доступ в интернет никогда не был благотворительным предприятием).
Третьей причиной является то, что когда дело доходит до просмотра онлайн-видео с рекламой, зритель оказывается в недоумении: «Мой счётчик трафика крутится в то время, когда я смотрю рекламу?».
По сообщению корреспондента Mediasat, в развивающихся странах Google уже субсидирует местные телекоммуникационные компании, которые предоставляют доступ к его проектам непосредственно новым пользователям, выходящим в сеть через смартфоны. Facebook, похоже, занимается тем же. А как можно назвать оптиковолоконный проект Google в городе Канзас-Сити, если не широкополосной сетью, проложенной до порога каждого конечного пользователя и частично субсидируемой за счёт рекламного бизнеса Google?
Ценовые предложения компаний, предоставляющих широкополосный доступ в интернет, изменяются по мере того, как такие подключения становятся основным способом доставки медиа-развлечений в наши дома. Они руководствуются при этом той же самой логикой, которая заставляет пересматривать свою ценовую политику авиакомпании, чтобы заполучить больше авиапассажиров – и это признак, указывающий на зрелость и высокую степень развития широкополосной индустрии.
Однако происходит и нечто ещё более интересное. Чарли Эрген из спутниковой компании Dish Network попытался связаться с компанией, предоставляющей беспроводную связь, чтобы получить ответ на вопрос: «Как вы объединяете вместе услуги по предоставлению связи внутри дома и вне дома?».
Компания «Verizon Wireless» проводит исследования совместно с Консорциумом кабельных операторов, имеющие ту же конечную цель: «бесшовную» связь в доме и вне дома.
Неправильным будет думать, что речь идёт лишь о том, чтобы обеспечить возможность продолжать смотреть телепрограмму, когда вы покидаете дом и направляетесь к машине. Вспомните Google Glass – невероятный инновационный проект компании Google в сфере разработки переносных компьютеров: конечная цель – подключить человеческий мозг к интернет-облаку. Новостной сайт Fierce Cable в прошлом году сообщил о том, что компания Verizon подала заявку на получение патента на систему, состоящую из микрофонов и инфракрасных камер. Данная система должна определять, кто находится в комнате, когда включён телевизор, о чём они говорят, каково их настроение. Вся собираемая таким образом информация должна будет использоваться для передачи целевой рекламы, персональных оповещений и других сообщений персонального характера.
Так называемая «сингулярность» - сращение человеческого мозга с компьютерными сетями была одной из основных тем научно-фантастических романов ещё десять лет тому. Сегодня это – повестка дня и предмет инвестиций телекоммуникационных компаний и кабельных сетей.