В 2013 году количество пользователей цифрового платного ТВ впервые превысило число подписчиков аналогового; с 2014 года аналитики прогнозируют дальнейший отток абонентов.Количество абонентов платного ТВ в России в 2013 г. достигло 33,6 млн абонентов, что на 9% больше, чем годом ранее, следует из отчета iKS-Consulting. Причем более половины из них (54%) пользуются услугами цифрового телевещания, тогда как в 2012 г. этот показатель составлял 46%. Перелом произошел за счет быстрого роста базы подписчиков спутникового и интернет-ТВ, вещающих в цифровом формате, объясняет аналитик iKS-Consulting Елена Крылова. Количество абонентов спутникового ТВ выросло на 19% до 12,9 млн, IPTV — на 25% до 3,4 млн. При этом рынок кабельного телевидения (большинство кабельных сетей в России — аналоговые) впервые за свою историю не вырос вообще. По словам Крыловой, абонентская база кабельного ТВ составила 17,3 млн зрителей — столько же, сколько было в конце 2012 г.
Спутниковое ТВ выигрывает у кабельного по стоимости услуг и доступности подключения: оно доступно там, где нет сетей фиксированной связи, рассуждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Спутниковое ТВ набирает популярность за счет низких тарифов — в этом сегменте средний месячный счет на одного спутникового абонента (ARPU) в 2013 г. составлял 108 руб., это самый низкий показатель по рынку, отмечает Крылова. По ее мнению, в 2014 г. ARPU спутниковых операторов составит менее 100 руб.
IPTV дает пользователю больше возможностей при просмотре: доступ к архиву контента, его записи, отмечает Кусков. К тому же услуги IPTV хорошо дополняют уже получаемые абонентами услуги широкополосного интернет-доступа — абоненту не надо заключать договор с другим провайдером, тянуть в квартиру новый кабель, рассуждает он. Современное цифровое ТВ можно смотреть не только на телевизорах, но и на компьютерах и мобильных устройствах, добавляет представитель «Вымпелкома» (предоставляет услуги IPTV) Анна Айбашева.
В то же время в денежном выражении рынок платного ТВ в 2013 г. вырос сильнее, чем количество его абонентов, — на 13% до 52 млрд руб., добавляет Крылова. Она объясняет это тем, что ARPU провайдеров IPTV и цифрового кабельного ТВ (технологию, позволяющую доставить в квартиру цифровой телесигнал по существующей телевизионной проводке, используют МТС, «Акадо», «Эр-телеком холдинг») выше, чем у других операторов. Если абоненту платного ТВ в России его услуги обходятся в среднем в 135 руб. в месяц, то счет абонента цифрового кабельного ТВ — 180-200 руб., IPTV — 197 руб., говорит Крылова.
Затраты операторов кабельного ТВ на цифровизацию вещания невелики — цифровая головная станция, обслуживающая 15 000-30 000 квартир, стоит около 800 000 руб., рассказывает исполнительный директор группы операторов «Горком» Алхас Мирзабеков. Оборудование, необходимое для вещания интернет-ТВ в таких же масштабах, обойдется провайдеру ШПД примерно в 200 000 руб., подсчитал он. В Москве и Подмосковье плата за базовый пакет IPTV — от нескольких десятков до нескольких сотен рублей в месяц: это повышает выручку операторов ШПД, но практически не влияет на прибыль, отмечает Мирзабеков. Дело в том, что затраты на закупку дотационного оборудования (провайдеры, как правило, дают подписчикам телеприставки бесплатно) и расходы на закупку контента делают этот бизнес крайне низкорентабельным. Однако дополнительный сервис существенно повышает лояльность уже подключенных пользователей интернета, уверен он.
МТС еще в 2012 г. перевела ТВ-сеть на цифровое вещание и отказалась от подключения аналоговых пакетов каналов для абонентов, передал «Ведомостям» через пресс-службу оператора его компании ее директор по фиксированному бизнесу и ТВ Дмитрий Багдасарян. Это позволяет предоставлять клиентам услуги лучшего качества, предлагать больше телеканалов, дополнить ТВ интерактивными услугами, уверяет он. В результате переход с аналогового ТВ на цифровое позволяет не менее чем на 15% увеличить ARPU, отмечает Багдасарян.
В 2013 г. количество подписчиков IPTV «Ростелекома» выросло на 42%, превысив 2 млн, количество абонентов кабельного ТВ не изменилось, составив 5,2 млн, говорит его представитель Валерий Костарев. Явного перетока абонентов с одной технологии на другую не отмечается: в большинстве домохозяйств уже не меньше двух телевизоров, поэтому если на кухне может быть достаточно аналогового кабельного ТВ, то в гостиной может быть востребовано IPTV, считает он.