Орбита телевидения » Статьи » Телевизоры/Мониторы » Сверхвысокая четкость — перспективы и проблемы

 
Раздел форума Название темы Автор топика Ответов Посл. ответ
Транспондерные новости Horizons-2/Intelsat 85Е+Yamal90Е admin 394 (90961) 17:18, 08.07.2018
Беседка Жизнь с 4K: Цветное ТВ в красочной палит... fenix 96 (24587) 22:20, 07.07.2018
Спутниковые новости ГПКС ФГУП «Космическая связь» fenix 34 (7793) 22:19, 07.07.2018
Спутниковые новости Космические пуски с Байконура fenix 146 (28764) 22:18, 07.07.2018
НТВ Плюс Новости и акции «НТВ-ПЛЮС» fenix 132 (38275) 22:17, 07.07.2018
Телекарта ТВ Акции и новости Телекарта ТВ fenix 26 (11040) 22:17, 07.07.2018
Новости телевидения Нацсовет по вопросам телевидения и радио... fenix 148 (28904) 22:16, 07.07.2018
Новости телевидения Discovery растит прибыль fenix 13 (3549) 22:13, 07.07.2018

Сверхвысокая четкость — перспективы и проблемы

Автор: admin от 23-03-2016, 09:02, посмотрело: 4108

0
Прежде чем говорить о вопросах работы в стандартах сверхвысокой четкости, следует ввести одно уточнение. Дело в том, что форматы 4К и UHD различаются. Формат 4К — это стандарт для профессионального производства цифрового кино, который был утвержден консорциумом DCI (Digital Cinema Initiatives). Формально стандартов 4К несколько, все они берут начало от эпохи, когда разные кинокомпании предлагали собственные форматы, в результате чего появились кашетированные, широкоэкранные, академические, полнокадровые и другие форматы. В настоящее время за основу взят 4К размером 4096х2160 пикселей, его еще называют Full 4K. Кроме того, этот стандарт определяет, что кодировка данных происходит с помощью сжатия JPEG 2000, поддерживает битрейт до 250 Мбит, а глубина цвета составляет 12 бит 4:4:4.

Формат Ultra HD – это стандарт для потребителей контента и он предназначен для доставки телевизионного сигнала в дома, где зрители смогут получить более насыщенные впечатления от просмотра. Ultra HD берет свое начало от Full HD разрешением 1920х1080. Новый формат в четыре раза больше Full HD, поэтому он еще назывался Quad HD, соотношение сторон формата 3840х2160. Таким образом, разница между 4К и Ultra HD составляет всего 256 пикселей по горизонтали.

Маркетологи, как обычно, не стали вникать в эти нюансы и стали называть все телевизоры с разрешением 3840 и более пикселей по горизонтали — 4К. Причем названия могут выглядеть очень привлекательно для несведущего пользователя: «4K Ultra High-Definition», «4K UHD», «Ultra High-Definition TV 4K», «4K Ultra HD». Инициативу маркетологов подхватили и журналисты, в результате эти понятия практически смешались.

Сверхвысокая четкость — перспективы и проблемы


Стандарт UHD появился в 2005 году, когда японская телекомпания NHK провела телетрансляцию Ultra HD качества по волоконно-оптическому каналу связи. В 2007 году стандарт Ultra HD был утвержден Обществом инженеров кино и телевидения (от английского Society of Motion Picture and Television Engineers, SMPTE). В 2012 году стандарт был утвержден Международным союзом электросвязи (от английского International Telecommunication Union, ITU).

Однако пока переход на новый стандарт вещания сопряжен с многими трудностями и разница в 256 пикселей — не самая большая из них. Само производство контента в новом формате связано со значительными расходами. Необходимо менять всю производственно-техническую базу, совершенствовать подход к обработке данных, готовить специалистов, способных работать в новом стандарте. Это проблемы со стороны производства, а есть еще и потребительский сегмент. Так вот, на рынке представлено большое количество Ultra HD телевизоров с диагональю 40 дюймов и более. Однако специалисты отрасли сходятся во мнении, что разница между Ultra HD и Full HD будет заметна начиная примерно с 55-60 дюймов. А цена телевизора с такой диагональю начинается, в среднем, от тысячи долларов США, что делает такую покупку довольно дорогим удовольствием. Особенно с учетом того, что совсем недавно состоялся переход на Full HD телевизоры. По статистическим данным, в 2015 году в Украине было продано всего 620 тысяч телевизоров, из них всего около 130 тысяч — Ultra HD. А это значит, что рынок Ultra HD в Украине пока не сформирован.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

О проблемах перехода производственного процесса на формат 4К рассказал Константин Манаков, представитель компании Star Media, в которой уже накоплен некоторый опыт создания 4К контента. Пока компания производит видео для онлайн-площадок, про выход на телевидение речь не идет — это слишком отдаленная перспектива.

Константин отметил, что для полноценной работы с 4К картинкой надо учитывать повышенные требования к аппаратной базе производства. Весь цикл создания контента состоит из нескольких ключевых этапов: запись, передача, обработка, хранение.

Для записи 4К сигнала необходимо существенно увеличить емкость карт памяти. Так, при записи в формате 4К RAW и 60 кадров в секунду, карты памяти Sony AXS емкостью 512 Gb хватит на 21 минуту. При записи 24 кадра в секунду — на 53 минуты. Для сравнения — при съемке в формате HD MPEG2, 24 кадра в секунду, такой карты хватало на 275 минут или более четырех с половиной часов. Использование перспективного формата XAVC, специально разработанного компанией Sony для производства 4К и Ultra HD контента, позволяет несколько увеличить доступное время записи. Так при записи 60 кадров в секунду, карты хватит на 27 минут, при записи 24 кадров в секунду — на 67 минут. Стоит учитывать, что стоимость такой карты колеблется в пределах двух тысяч долларов США. Таким образом, значительно дорожает съемка картинки, особенно если потребуется дублирование при записи на две карты сразу.

Объем полученной информации при съемке в 4К в три-четыре раза больше по сравнению с Full HD. Это значит, что для передачи такого количества данных уже недостаточно пропускной способности старых интерфейсов USB. Необходимо модернизировать и эту часть, использовать USB 3.0 или FireWire разъемы, для того, чтобы процесс передачи съемки не превращался в бесконечный режим ожидания.

Организация полноценного хранения также требует дополнительных расходов, например, четыре серии сериала в 4К занимают 28 Тб, в формате Full HD такой объем занимал весь сезон из 12 серий. Все материалы хранятся в RAID 5 массивах, для обеспечения монтажа используются специальные серверы ISIS 5000. Они дают приемлемую масштабируемость при работе с 4К контентом. Для резервного хранения данных применяются специальные LTO накопители шестого поколения.

Для обработки полученного контента необходимо ставить более мощные процессоры и видеокарты. Константин привел сравнение, что при кодировании HD контента, их компьютеры обрабатывали 35 кадров в секунду. При работе с 4К производительность упала до четырех кадров в секунду. Для монтажа видео используется либо профессиональный видеоредактор Final Cut Pro, либо решение от компании Avid под названием Avid DNxHD. Для цветокоррекции применяется DaVinci Resolve.

На время написания материала в компании Star Media не было специальных тестовых 4К мониторов ввиду их исключительной дороговизны. Контроль качества проводился на имеющихся мониторах Sony и Panasonic и с помощью программных средств. По заверениям Константина Манакова, компания уже в этом году приобретет необходимые мониторы для полноценного контроля производства контента.

Как отметил эксперт, продюсеры вначале заинтересовались перспективами, которые открывает для них 4К, однако потом, при подсчете расходов на новое производство, оказались не готовы к таким серьезным инвестициям. Поэтому основная часть производства ведется в Full HD формате, который еще не исчерпал свой потенциал. А с учетом сильного колебания курса доллара и несформированного рынка в Украине, 4К контент в ближайшем будущем вряд ли станет широко распространенным форматом в индустрии развлечений. Будут разовые имиджевые высокобюджетные проекты, рассчитанные, скорее всего на западный рынок, будут рекламные съемки, но о том, что 4К станет распространенным и общепринятым форматом для масс-медиа пока говорить рано.

ЭКОСИСТЕМА ОТКРЫТА ДЛЯ ПАРТНЕРСТВА

Компания AVID также приняла участие в пресс-конференции «ULTRA HD: Workflow & Perspectives». Два представителя компании — Рамунас Дирмекис и Константин Калташкин рассказали о новой кроссплатформенной экосистеме AVID, которая предназначена для профессионального сообщества кинопроизводителей и открыта для партнерства с другими лидерами отрасли, как в области программного обеспечения, так и аппаратной составляющей.

Рамунас Дирмекис в своем выступлении предложил сделать «zoom out», чтобы увидеть картину в целом и проанализировать, что происходит в индустрии производства кино и телевидения. За последние десять лет рынок кино и телепроизводства претерпел существенные изменения. Количество производимого контента выросло примерно в 2-4 раза по разным направлениям. А бюджеты производственных площадок выросли всего на 3-4%.

Эти знания помогли компании AVID понять, что именно надо предложить сообществу кино-видеопроизводителей, как это решение должно помочь кинокомпаниям и production-студиям.

Разрабатывая свое предложение, компания AVID основывалась на том, что надо производить контент высокого качества. Как с технической точки зрения — Full HD или Ultra HD, так и с точки зрения содержания. Доставку контента потребителю необходимо производить тогда и так, как того хочет потребитель, на удобную ему платформу, в удобном ему разрешении. Контент должен быть по настоящему мультиплатформенным. Пользователь может начать смотреть сериал на планшете, потом пересесть за ноутбук, а затем взять смартфон, а вечером — вообще захочет насладиться картинкой на домашнем кинотеатре.

Еще одно важное понимание процесса — пользователь не собирается платить. Если у него будет бесплатная альтернатива, он всегда выберет ее. Поэтому производственные площадки должны уметь зарабатывать больше с одного продукта. Следует выстроить свою технологию таким образом, чтобы доставлять свой материал на большее число платформ, которых стало в десять раз больше, чем было десять лет назад. Тогда пользователи смотрели видеоконтент только на экране телевизора или на мониторе персонального компьютера. Сейчас ситуация изменилась. Многие молодые производственные команды понимают это и такая возможность становится для них точкой роста. А вот представители «старой школы» не столь проворны и не успевают за всеми изменениями, поэтому им в существующих реалиях становится сложнее получать прибыль, даже не смотря на то, что потребление контента увеличилось в полтора раза. У людей появились планшеты, смартфоны, они стали больше потреблять видеоконтента.

Надо уметь быстро меняться самим и менять свои внутренние процессы, чтобы успевать реагировать на изменение пользовательских предпочтений. Процесс производства перестает быть линейным, как несколько лет назад, когда компания сделала продукт, предложила его пользователям и забыла про него. Сейчас процесс производства становится бесконечным. Компания сняла что-то, предложила зрителям, получила обратную связь, что-то изменила, чтобы сделать продукт более привлекательным, более востребованным. Продукт всегда должен быть легко доступен для компании, чтобы его можно было предложить еще раз в новом качестве и заработать на этом дополнительные деньги. Таким образом, в 2015 году в компании родилась концепция AVID Everywhere.

Сверхвысокая четкость — перспективы и проблемы


В рамках AVID Everywhere было создано решение под названием AVID MediaCentral Platform. Оно дает возможность производителям решить все насущные проблемы в своей работе. Эта платформа масштабируема, работает с Android, iOS, Windows, причем как с мобильными, так и декстопными решениями, в офисе или удаленно. По заявлению Рамунаса Дирмекиса достаточно скорости в 4 Мбит/с для того, чтобы работать с контентом. Пользователь может получить доступ к платформе через облако или установить приложение на свой компьютер, купить подписку на год или на месяц, выбирая те приложения, которые необходимы в работе — в этом плане AVID демонстрирует действительно гибкий подход, где буквально каждый клиент найдёт для себя оптимальный формат работы.

Экосистема AVID MediaCentral Platform открыта для новых решений, любой может предложить что-то новое. Платформа поддерживает любое разрешение изображения, в ней нет жесткой привязки к какому-то стандарту. Кроме того, в платформе есть такая специальная «прослойка» как Market Place, где все участники платформы могут общаться друг с другом, обмениваться опытом, предлагать свой контент — например если студия сняла какой-то сериал, то она может предложить звуковой ряд, который был написан композитором специально для них. Или выставить нарезку, портфолио своих работ, чтобы быстрее найти нового заказчика.

Компания AVID не ставила своей целью сделать еще одно облачное решение для работы с видео и звуком. Главная задача — помочь решить стратегические потребности пользователей, поэтому и концепция AVID Everywhere и платформа AVID MediaCentral Platform непрерывно дополняется и развивается благодаря постоянной оценке изменений, которые происходят в отрасли. В подтверждение этой идеи реализована договоренность с конкурентами — Apple и Adobe о сертифицировании их продуктов для работы со storage-сегментом AVID MediaCentral Platform.

Потенциал платформы уже оценили ведущие медиакорпорации мира. Среди них — американская компания Sinclair Broadcast Group, в управлении у которой находится 164 телевизионные станции и ежедневно ведется вещание на более 400 каналах, также есть кабельное телевидение, радиостанции. Компания Sinclair при необходимости создать какой-то новый продукт, сама привлекала программистов, разработчиков, инвестируя в это огромные средства. Но когда возникла необходимость производить новости, специалисты Sinclair обратили внимание на AVID MediaCentral Platform, детально ознакомились с платформой и ее потенциалом. В результате многих встреч между представителями AVID и Sinclair, медиахолдинг принял решение внедрить эту платформу во всех 64 офисах производства новостей.

В целом у AVID MediaCentral Platform уже 28 тысяч подключений и более двух тысяч инсталляций, в том числе в Украине.

Еще одно интересное решение для сообщества — это линейка First, бесплатный софт для аудио и видео монтажа. Это специальное предложение для тех, кто по разным причинам не может себе позволить купить полнофункциональные решения от AVID. Теперь не нужно ничего взламывать и становиться сообщником пиратов. Компания AVID приглашает пользоваться этим инструментом. Доступно решение Pro Tools, есть предложение Media Composer. В настоящее время на линейке First уже есть более 160 тысяч регистраций.

Специально для более тесной обратной связи с клиентами, пользователями, техническими производителями, контент-производителями, вещателями, создана Customer Association, где можно поделиться своими идеями, предложить что-то новое, изменить имеющиеся решения. Эта ассоциация позволяет всем клиентам AVID оказывать влияние на то, что будет производиться компанией в будущем. В рамках работы этой ассоциации проводится ежегодная конференция AVID Connect 2016, где будут специально приглашенные спикеры, члены ассоциации, product-менеджеры компании, состоятся технические семинары для специалистов. AVID Connect 2016 пройдёт в Лас-Вегасе с 16 по 17 апреля.
ЖЕЛЕЗО И ПРОЧЕЕ ОТ AVID

AVID представила на конференции «ULTRA HD: Workflow & Perspectives» кроме своего видения AVID Everywhere еще и конкретные решения. О них рассказал Константин Калташкин.

Сверхвысокая четкость — перспективы и проблемы


В первую очередь — это бюджетная система хранения ISIS | 1000, разработанная специально для видеомонтажа. Она отличается от обычного IT-решения рядом особенностей, которые созданы для производителей контента и небольших post-production студий. В ISIS | 1000 применена специальная файловая система, которая распределяет файлы по всему хранилищу. За счет этого доступна быстрая параллельная работа с одним файлом большим числом пользователей без необходимости его копировать, это также облегчает совместную работу над проектом. Реализована возможность удаленного монтажа с помощью Media Composer. Особая гордость компании — динамическое изменения выделенного объема дискового пространства для пользователя. Это запатентованное решение, которое безуспешно пытаются повторить конкуренты AVID, применяя в том числе, реверс-инжиниринг. Программная часть написана на Linux, сертифицирована работа с приложениями других компаний, в том числе конкурентов — Adobe, Apple. ISIS | 1000 поддерживает одновременную работу над проектом до 24 пользователей. Аппаратная часть поддерживает до 80 Тб дискового пространства выполненного в RAID 5 массиве. Пиковая пропускная способность достигает 1,2 Гбайт/сек. Также реализована работа с аудиомонтажом, обмен с Media Composer и Pro Tools, возможно монтировать 4К контент прямо на ISIS | 1000. Цена с учетом сезонных и региональных скидок составляет примерно 14 тысяч долларов США.

Была представлена известная в профессиональной среде программа Media Composer. Среди нововведений стоит отметить доступ к хранилищу через веб-интерфейс для монтажа материала. Подключение можно проводить также и через 4G интернет — таким образом монтажер не привязан к офису, выполняя работу из дома или непосредственно с места съемки. Для удобства работы и монтажа, в программе реализован новый кодек DNxHR, в который уже встроен кодек DNxHD и поддерживает работу с 2К, 4К, Full HD контентом. Кроме того, DNxHR написан таким образом, что будет работать и с перспективными форматами — 16К, 32К и другими. В программе реализованы самые широкие возможности по работе с контентом — от SD до РВ и выше, либо с proxy. Многие процессы вынесены в фон, например кодирование/декодирование/перемещение и другие операции, что позволяет автоматизировать процесс. При работе с 4К контентом можно выбрать часть кадра и без конвертации увидеть картинку в Full HD разрешении. Доступно наложение эффектов, поддерживается 5.1 и 7.1 звук, доступна работа с 64 аудиодорожками.

Изменения коснулись лицензирования и обновления. Пользователь видит, какие лицензии у него есть, какие приложения доступны для обновления.

Коротко было представлено новое аппаратное решение под названием Avid Artist | DNxIO, специальный интерфейс работы с HD, Ultra HD, 2K, 4K контентом. Этот блок облегчает профессиональную обработку данных в режиме реального времени. Avid Artist | DNxIO позволяет быстро и эффективно проводить ускоренное кодирование, преобразование цвета и частоты кадров. Устройство содержит множество высокоскоростных портов для передачи данных — оптические, HDMI 2.0, Thunderbolt 2, PCIe, а также аудио выходы и входы, в том числе с питанием. На передней панели размещен жидкокристаллический дисплей для более полного контроля над контентом.

Сверхвысокая четкость — перспективы и проблемы


РЕШЕНИЯ ДЛЯ ULTRA HD

Компания Sony – один из основных игроков на рынке Ultra HD, причем как для профессионального сообщества производителей контента, так и для той части, которую называют энтузиастами отрасли. Как отметил в своем выступлении на конференции «ULTRA HD: Workflow & Perspectives» Виталий Семашко, представитель компании Sony, компания уделяет внимание всем перспективным направлениям, как профи, так и любителям. Sony производит и профессиональные продукты с невероятным набором качеств, так и полупрофессиональные решения, которые с лихвой перекрывают потребности небольших производственных площадок. Компания Sony разрабатывает и предлагает рынку замкнутую систему продуктов, которые необходимы для производства, дистрибуции, демонстрации, контроля и домашнего использования.

Sony провела свое исследование рынка 4К контента, где выявила основные моменты, которые необходимо учитывать, чтобы предложить сообществу приемлемые варианты для перехода на производство контента в новом формате. Главное отличие 4К — это размер данных, а значит пропускная способность сетей не должна стать узким местом в производстве, перемещение больших файлов должно быть минимизировано за счет усовершенствования рабочей инфраструктуры. Для сравнения — размер одного кадра 4К (4096х2160 пикселей) увеличился по сравнению с кадром SD (720х486 пикселей) в 20 раз.

Стоимость съемочного оборудования не должна быть высокой, а стоимость носителей информации должны быть в пределах бюджетов, которые закладываются на производство съемочными компаниями. Кроме того, необходимо внедрять новые опции и технологии для снижения стоимости постпроизводства 4К.

В рамках этого понимания, компания Sony уделяет особое внимание кодированию получаемого сигнала. В частности — был разработан перспективный кодек XAVC, который отлично подходит для производственных площадок, занятых на ТВ.

Сверхвысокая четкость — перспективы и проблемы


Кроме того, значительное внимание на конференции «ULTRA HD: Workflow & Perspectives» было уделено профессиональным камерам для съемки в Ultra HD режиме. Компания Sony представила свою линейку камер серии «F», подробно остановившись на моделях F65, F55 и F5.

Камера А65 уже довольно давно известна сообществу производителей контента. Эта камера хорошо себя зарекомендовала в производстве. У нее отличный 8К сенсор, механический затвор, широкий цветовой охват, динамический диапазон в 14 стопов, возможность записи картинки 16 bit F65RAW на рекордер SR-R4 при скорости от 1 до 120 кадров в секунду.

Сверхвысокая четкость — перспективы и проблемы


Камеры F5 и F55 классом ниже, их объединяют компактные размеры и модульная конструкция, благодаря которым съемка становится гораздо проще — камеры можно адаптировать под конкретные условия работы. Кроме того, эти камеры оснащены CMOS-матрицей 4K Super 35 мм для видеосъемки с разрешением Full HD, 2K и 4K на карты памяти SxS. Также камеры оснащены выходом 16-разрядного сигнала RAW 2K и 4К.

Также о камерах для Ultra HD рассказала и компания Panasonic. Она представила камеры AG-DVX200 и VariCam LT.

DVX200 — это такая смесь камкордера и фотокамеры. При относительно доступной цене, около пяти тысяч долларов США, камера вобрала в себя все самое лучшее от фотоаппарата и от видеокамеры, став полноценным гибридом. Особого упоминания стоит оптика. На DVX200 стоит 13-кратный объектив Leica Dicomar, которая «забирает» половину стоимости камеры. Среди прочих «вкусностей» — возможность инфракрасной съемки, межкадровая и внутрикадровая компрессия, возможность выдавать видео 4К 10 бит 4:2:2, динамический диапазон в 12 стопов, место для дооснащения внешним рекордером. Компания предлагает DVX200 как камеру для подсъемки, в помощь флагману VariCam 35.

Вторая камера — VariCam LT, это уже более дорогая профессиональная камера стоимостью около 18 тысяч долларов США. Она выступает в роли бюджетной замены флагманской камеры VariCam 35, предлагая практически тот же самый набор возможностей. Здесь реализован динамический диапазон в 14 стопов, двойной уровень ISO 800 и ISO 5000, поддержка форматов 4K, UHD, 2K, HD и HD ProRes, с возможностью High Dynamic Range (HDR) съемки, два разъема для карт XpressP2 и SD, а также новые кодеки AVC-Intra2K-LT и AVC-Intra-LT.
Источник - Алексей Терлецкий
Загрузка...

Категория: Статьи » Телевизоры/Мониторы