Лучшую цену по конкурсу на создание «Экспресс-АМУ2» предложила европейская компания Astrium.
Компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (ИСС), находящаяся в ведении Роскосмоса, может упустить миллиардный контракт на создание спутника связи. Лучшие условия по цене и срокам исполнения госзаказа предложила группа Airbus (бывшая Европейская аэрокосмическая корпорация, EADS) в лице своей «дочки» Airbus Defence and Space (известна как Astrium).
Всего в конкурсе на создание тяжелого спутника связи «Экспресс-АМУ2» начальной стоимостью 5,8 млрд рублей участвует четыре компании: американо-канадская корпорация MDA (предложила цену 5,6 млрд рублей), Китайская промышленная корпорация «Великая стена» (5,5 млрд рублей), отечественная ИСС (5,3 млрд рублей) и европейская Astrium SAS (4,8 млрд рублей). То есть Astrium предложила скидку почти 1 млрд рублей относительно стартовой цены и к тому же готова исполнить заказ в рекордно короткие по сравнению с другими претендентами сроки — менее двух лет.
Подведение итогов конкурса намечено на 31 января. Помимо цены договора и сроков выполнения работ критериями выбора победителя будут квалификация участника и гарантии качества работ. Однако заказчик — ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) — доволен ценовыми предложениями.
— Для нас такой разброс по ценам был неожиданным, но в то же время очень приятным, — говорит заместитель генерального директора ГПКС Ксения Дроздова. — Конкурс на то и конкурс, чтобы производители предлагали цены ниже конкурентов. Если производитель дал такую цену, значит, он посчитал для себя это возможным. Нам трудно тут что-то сказать, поскольку не знаем, какая маржинальность у тех же китайцев, у ИСС. Конкурс тем не менее не закончен, комиссия будет детально изучать заявки, считать баллы. Никто еще не победил.
По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, нет ничего удивительного в том, что Astrium предложила более конкурентоспособные условия: компания давно работает в России, имеет значительный опыт выполнения аналогичных работ. Например, сейчас Astrium строит для ГПКС аналогичный спутник «Экспресс-АМУ1» стоимостью 6,23 млрд рублей. Более любопытно, отмечает эксперт, что в конкурсе приняла участие китайская компания. Производители из Поднебесной сейчас только начинают осваивать рынок изготовления спутников, но в перспективе могут составить конкуренцию отечественным компаниям, предупреждает Моисеев.
Представители MDA и «Великой стены» на запросы «Известий» не ответили. В ИСС ситуацию предпочли не комментировать до завершения конкурса.
— Наша цена экономически обоснована, — прокомментировал «Известиям» глава Airbus Defence and Space в России Владимир Терехов. — Благодаря надежности нашей платформы, у нас много заказов и, соответственно, нет нерекуррентных затрат. По сравнению со стоимостью создания «Экспресс-АМУ1» цена ниже, потому что у «Экспресс-АМУ2» относительно простая полезная нагрузка, что напрямую влияет на цену.
В России в последнее время во многих отраслях (например, в топливно-энергетическом комплексе) наметился общий курс на поддержку отечественных машиностроительных компаний. Airbus это не смущает.
— Мы подали предложение на открытый конкурс, который проводится в рамках существующего российского законодательства, и это соответствует международной практике, — говорит Владимир Терехов. — С другой стороны, мы понимаем, что Роскосмос стремится поддерживать российских производителей, поднимать конкурентоспособность российских космических аппаратов. Мы и сами это сознаем, и в связи с этим при поддержке российского правительства и Роскосмоса создали СП с РКК «Энергия» — «Энергия САТ». Хотя в конкурсе мы участвуем от имени Astrium, если мы победим, работа для СП в рамках этого проекта тоже найдется.
Совместное предприятие РКК «Энергия» и Astrium было учреждено в 2013 году, 51% долей в «Энергия САТ» принадлежит российской компании, 49% — у Astrium. В качестве одной из главных целей формирования компании соучредители называли работу по заказам ГПКС.