Бывает ведь такое, давно знакомый, старый фильм как-то странно смотрится на экране нового телевизора. Картинка выглядит гипер реально, движение объектов представляется излишне плавными? Все как-то не так и почему-то не нравится. Вы не можете понять, в чем здесь дело?
Скорее всего, вы наблюдаете в данном случае так называемый «эффект мыльной оперы». Такое образное название принято для случаев чрезмерного воздействия на исходный материал современных технологий видеообработки, когда фильм на экране выглядит подобно телевизионным видео сериалам, известным как мыльные оперы.
Так что же это за эффект, почему его так называют, отчего он возникает, и как его отключить?
Эффект мыльной оперы, на самом деле является особенностью, присущей большинству современных телевизоров, оснащенных порой чрезмерным набором систем видеообработки. Вызывающие «мыльную оперу» технологии называются по-разному. Это может быть сглаживание движения ("motion smoothing"), интерполяция ("motion interpolation") или "ME/MC" - оценка движения/компенсация движения (motion estimation/motion compensation). Некоторые люди по картинке на экране не замечают воздействия этих функций, другие не возражают против такой обработки видеосигнала, а некоторым даже нравится подобная искусственная картинка. Но, судя по отзывам на форумах и комментариям к статьям, большинству кинозрителей этот эффект далеко не всегда по душе.
Все «улучшайзеры» движения объектов на экране разработаны для того, чтобы как-то искусственно замаскировать в динамичных сценах очевидное размытие контуров объектов. Все ЖК телевизоры испытывают затруднения при воспроизведении быстро перемещающихся объектов (динамическое разрешение). Это означает, что любой движущийся объект будет представлен на экране менее детально (немного размыто), в сравнении с тем же объектом в неподвижном состоянии. Для борьбы с этой проблемой ЖК телевизоров и предназначена повышенная частота обновления экранного изображения (100 Гц и 200 Гц для Европы, 120 и 240 Гц для США и Великобритании). При повышенной частоте обновления картинки эффект размытия становится менее заметным, но при этом нужны дополнительные кадры для вставки в промежутки между оригинальными кадрами фильмов или телепередач (интерполяция кадров).
Благодаря быстрым процессорам современные HDTV теперь и сами могут «рассчитать», что «происходит» между оригинальными, снятыми камерой кадрами. Дополнительный промежуточный кадр создается на основе анализа содержимого двух смежных оригинальных кадров. Для стандартного телевизионного изображения эта технология работает великолепно. За счет дополнительных кадров удается снижать размытость. И вследствие этого телевизионные трансляции динамичных видов спорта представляются более детально, с минимальными побочными эффектами, устраняются мелкие погрешности и искажения, присущие более дешевым моделям телевизоров с отсутствием системы интерполяции кадров.
А что происходит в фильмах?
Однако, проблемы появляются при просмотре киноматериалов, снятых на камеры с кадровой частотой 24 fps (кадров/секунду) (а именно так снято большинство пленочных фильмов, некоторые комедийные сериалы и телешоу, идущие в эфире не в режиме реального времени). Процесс перевода кадрового формата такого фильма в телевизионный формат сопровождается размытием и прочими искажениями оригинального изображения (с более низкой частотой кадров), создает ощущение некоей искусственности картинки, даже если картинка впечатляюще выглядит на экране после перевода из формата 24 fps. Несмотря на то, что теле и киноиндустрия давно отказались от съемок на кинопленку, современные цифровые камеры по-прежнему работают с кадровой частотой 24 fps, считается, что и зрители подсознательно запрограммированы на восприятие такого изображения.
Первоначально все телевизоры (и сегодня бюджетные модели) работали с кадровой частотой 25 Гц (в США 30 Гц), при этом частотой обновления изображения считается 50 Гц (60 Гц) из-за воспроизведения одного кадра в два приема, что выгодно для передачи телевизионного сигнала. Отказаться от поддержки 24 Гц пришлось из-за возникающего в этом случае повышенного уровня помех от источников питания, работающих от сети переменного тока 50 Гц (60 Гц).
Эффект мыльной оперы выражается в нарушении естественной последовательности кадров при перекодировании. Дополнительные кадры между оригинально снятыми 24 кадрами приводят к тому, что видеоматериал будет воспроизводиться с частотой 30 кадров в секунду, которые в действительности дробятся на 60 полукадров (полей) в секунду. Европейский вариант – 25/50 кадров в секунду. Именно в таком кадровом формате снимаются столь любимые некоторыми зрителями телевизионные сериалы, известные своим бессодержательным сюжетом и называемые поэтому мыльными операми. Так и возникло это название, из-за чисто формального сходства форматов и «замыленности» картинки в переносном смысле.
Системы динамической интерполяции
Сегодня каждый производитель телевизоров использует собственное название для системы динамической интерполяции. Например, у Sony это MotionFlow, Samsung – Auto Motion Plus, Sharp – AquoMotion, Toshiba – ClearFrame или ClearScan и LG – TruMotion.
Наряду с уменьшением размытия в динамичных сюжетах, что является основным предназначением этой системы видеообработки, есть и другой, возможно, полезный побочный эффект в виде устранения дрожания картинки, которое возникает на телеэкране при быстром перемещении съемочной кинокамеры. Что особенно заметно на экранах телевизоров с кадровой частотой 60 Гц.
Дело в том, что телевизор преобразует получаемый от источника сигнал 24 кадра в секунду (к/c) в телевизионный кадровый формат 60 к/c. В процессе преобразования материала с частотой 24 к/c. в телевизионный кадровый формат 60 к/c используется кадровая последовательность 2:3. Что это означает? Первый кадр показывается дважды, второй кадр – три раза, третий дважды, и так далее. Панорамирование камеры при съемках может приводить к вибрации или скачкам при просмотре преобразованной в формате 2:3 картинки. Интерполяции кадров сглаживает данный эффект. И это одна из причин, почему некоторые зрители предпочитают эффект мыльной оперы.
Аналогичная технология преобразования кадрового формата используется и для европейского ТВ стандарта (50 Гц), но она не требует дополнительных кадров и выполняется по алгоритму 2:2, что при ускорении материала кинопленки до 25 кадров в секунду приводит к ускорению движения объектов на экране и фонограммы всего на 4 процента. Это почти незаметно для зрителя, однако звук становится выше на 0,7067 полутона. Такой аудиоэффект можно компенсировать электронным понижением тона звука, что не всегда приемлемо. Поэтому применяется добавление лишнего поля к каждому 12-му кадру. Современная цифровая технология интерполяции позволяет преобразовывать 24 к/с в 25 к/с с высокой точностью и плавностью.
Почти все производители телевизоров предоставляют возможность отключения или регулировки уровня воздействия вызывающей «мыльную оперу» видеообработки. Как правило, имеются отдельные регуляторы для снижения размытия и устранения дрожания. Хотя, многие зрители и не приемлют такую коррекцию изображения на любом уровне.
Эффект мыльной оперы считается исключительной проблемой ЖК телевизоров. Так как плазменные телевизоры не страдают от размытости картинки, по крайней мере в такой степени как ЖК дисплеи, сглаживание движения является для них в значительной степени излишним. Однако, в стремлении сделать плазменные модели более конкурентоспособными в маркетинговом плане, системы сглаживания для динамичного изображения начали применять и в плазмах. Если уж на то пошло, плазма не увеличивает частоту экранного обновления. Просто создаются новые промежуточные кадры для вставки между оригинальными, чтобы сделать более плавной представляемую на экране последовательность перемещения объекта.
Panasonic называет Cinema Smoother свою версию видеообработки для сглаживания динамичной картинки пленочных фильмов. Возможности регулировки для ЖК телевизоров можно найти в разделе настроек динамичного изображения: "Motion Picture Setting".
Заключение
Если вам не нравится эффект мыльной оперы, от него можно легко избавиться. Немного покопавшись в настройках телевизора, вы должны без труда найти такую возможность. Узнав, где находится этот регулятор, вы сможете оперативно им пользоваться при необходимости. Вероятно, вы захотите активизировать его при просмотре спортивных программ или другого видео-контента. Тогда как для фильмов предпочтете выключить. Такой подход позволит оптимально воспроизводить видеоматериалы различного типа. В плазменных телевизорах можно смело отключить эту "возможность". Так что действуйте!
Скорее всего, вы наблюдаете в данном случае так называемый «эффект мыльной оперы». Такое образное название принято для случаев чрезмерного воздействия на исходный материал современных технологий видеообработки, когда фильм на экране выглядит подобно телевизионным видео сериалам, известным как мыльные оперы.
Так что же это за эффект, почему его так называют, отчего он возникает, и как его отключить?
Эффект мыльной оперы, на самом деле является особенностью, присущей большинству современных телевизоров, оснащенных порой чрезмерным набором систем видеообработки. Вызывающие «мыльную оперу» технологии называются по-разному. Это может быть сглаживание движения ("motion smoothing"), интерполяция ("motion interpolation") или "ME/MC" - оценка движения/компенсация движения (motion estimation/motion compensation). Некоторые люди по картинке на экране не замечают воздействия этих функций, другие не возражают против такой обработки видеосигнала, а некоторым даже нравится подобная искусственная картинка. Но, судя по отзывам на форумах и комментариям к статьям, большинству кинозрителей этот эффект далеко не всегда по душе.
Все «улучшайзеры» движения объектов на экране разработаны для того, чтобы как-то искусственно замаскировать в динамичных сценах очевидное размытие контуров объектов. Все ЖК телевизоры испытывают затруднения при воспроизведении быстро перемещающихся объектов (динамическое разрешение). Это означает, что любой движущийся объект будет представлен на экране менее детально (немного размыто), в сравнении с тем же объектом в неподвижном состоянии. Для борьбы с этой проблемой ЖК телевизоров и предназначена повышенная частота обновления экранного изображения (100 Гц и 200 Гц для Европы, 120 и 240 Гц для США и Великобритании). При повышенной частоте обновления картинки эффект размытия становится менее заметным, но при этом нужны дополнительные кадры для вставки в промежутки между оригинальными кадрами фильмов или телепередач (интерполяция кадров).
Благодаря быстрым процессорам современные HDTV теперь и сами могут «рассчитать», что «происходит» между оригинальными, снятыми камерой кадрами. Дополнительный промежуточный кадр создается на основе анализа содержимого двух смежных оригинальных кадров. Для стандартного телевизионного изображения эта технология работает великолепно. За счет дополнительных кадров удается снижать размытость. И вследствие этого телевизионные трансляции динамичных видов спорта представляются более детально, с минимальными побочными эффектами, устраняются мелкие погрешности и искажения, присущие более дешевым моделям телевизоров с отсутствием системы интерполяции кадров.
А что происходит в фильмах?
Однако, проблемы появляются при просмотре киноматериалов, снятых на камеры с кадровой частотой 24 fps (кадров/секунду) (а именно так снято большинство пленочных фильмов, некоторые комедийные сериалы и телешоу, идущие в эфире не в режиме реального времени). Процесс перевода кадрового формата такого фильма в телевизионный формат сопровождается размытием и прочими искажениями оригинального изображения (с более низкой частотой кадров), создает ощущение некоей искусственности картинки, даже если картинка впечатляюще выглядит на экране после перевода из формата 24 fps. Несмотря на то, что теле и киноиндустрия давно отказались от съемок на кинопленку, современные цифровые камеры по-прежнему работают с кадровой частотой 24 fps, считается, что и зрители подсознательно запрограммированы на восприятие такого изображения.
Первоначально все телевизоры (и сегодня бюджетные модели) работали с кадровой частотой 25 Гц (в США 30 Гц), при этом частотой обновления изображения считается 50 Гц (60 Гц) из-за воспроизведения одного кадра в два приема, что выгодно для передачи телевизионного сигнала. Отказаться от поддержки 24 Гц пришлось из-за возникающего в этом случае повышенного уровня помех от источников питания, работающих от сети переменного тока 50 Гц (60 Гц).
Эффект мыльной оперы выражается в нарушении естественной последовательности кадров при перекодировании. Дополнительные кадры между оригинально снятыми 24 кадрами приводят к тому, что видеоматериал будет воспроизводиться с частотой 30 кадров в секунду, которые в действительности дробятся на 60 полукадров (полей) в секунду. Европейский вариант – 25/50 кадров в секунду. Именно в таком кадровом формате снимаются столь любимые некоторыми зрителями телевизионные сериалы, известные своим бессодержательным сюжетом и называемые поэтому мыльными операми. Так и возникло это название, из-за чисто формального сходства форматов и «замыленности» картинки в переносном смысле.
Логотип технологии Toshiba ClearFrame
Системы динамической интерполяции
Сегодня каждый производитель телевизоров использует собственное название для системы динамической интерполяции. Например, у Sony это MotionFlow, Samsung – Auto Motion Plus, Sharp – AquoMotion, Toshiba – ClearFrame или ClearScan и LG – TruMotion.
Наряду с уменьшением размытия в динамичных сюжетах, что является основным предназначением этой системы видеообработки, есть и другой, возможно, полезный побочный эффект в виде устранения дрожания картинки, которое возникает на телеэкране при быстром перемещении съемочной кинокамеры. Что особенно заметно на экранах телевизоров с кадровой частотой 60 Гц.
Дело в том, что телевизор преобразует получаемый от источника сигнал 24 кадра в секунду (к/c) в телевизионный кадровый формат 60 к/c. В процессе преобразования материала с частотой 24 к/c. в телевизионный кадровый формат 60 к/c используется кадровая последовательность 2:3. Что это означает? Первый кадр показывается дважды, второй кадр – три раза, третий дважды, и так далее. Панорамирование камеры при съемках может приводить к вибрации или скачкам при просмотре преобразованной в формате 2:3 картинки. Интерполяции кадров сглаживает данный эффект. И это одна из причин, почему некоторые зрители предпочитают эффект мыльной оперы.
Аналогичная технология преобразования кадрового формата используется и для европейского ТВ стандарта (50 Гц), но она не требует дополнительных кадров и выполняется по алгоритму 2:2, что при ускорении материала кинопленки до 25 кадров в секунду приводит к ускорению движения объектов на экране и фонограммы всего на 4 процента. Это почти незаметно для зрителя, однако звук становится выше на 0,7067 полутона. Такой аудиоэффект можно компенсировать электронным понижением тона звука, что не всегда приемлемо. Поэтому применяется добавление лишнего поля к каждому 12-му кадру. Современная цифровая технология интерполяции позволяет преобразовывать 24 к/с в 25 к/с с высокой точностью и плавностью.
Почти все производители телевизоров предоставляют возможность отключения или регулировки уровня воздействия вызывающей «мыльную оперу» видеообработки. Как правило, имеются отдельные регуляторы для снижения размытия и устранения дрожания. Хотя, многие зрители и не приемлют такую коррекцию изображения на любом уровне.
Эффект мыльной оперы считается исключительной проблемой ЖК телевизоров. Так как плазменные телевизоры не страдают от размытости картинки, по крайней мере в такой степени как ЖК дисплеи, сглаживание движения является для них в значительной степени излишним. Однако, в стремлении сделать плазменные модели более конкурентоспособными в маркетинговом плане, системы сглаживания для динамичного изображения начали применять и в плазмах. Если уж на то пошло, плазма не увеличивает частоту экранного обновления. Просто создаются новые промежуточные кадры для вставки между оригинальными, чтобы сделать более плавной представляемую на экране последовательность перемещения объекта.
Panasonic называет Cinema Smoother свою версию видеообработки для сглаживания динамичной картинки пленочных фильмов. Возможности регулировки для ЖК телевизоров можно найти в разделе настроек динамичного изображения: "Motion Picture Setting".
Вот как Panasonic объясняет работу своей технологии видеообработки. Системы других компаний работают аналогично. Обратите внимание на дополнительные кадры в синей рамке, они добавляются системой динамической интерполяции.
Заключение
Если вам не нравится эффект мыльной оперы, от него можно легко избавиться. Немного покопавшись в настройках телевизора, вы должны без труда найти такую возможность. Узнав, где находится этот регулятор, вы сможете оперативно им пользоваться при необходимости. Вероятно, вы захотите активизировать его при просмотре спортивных программ или другого видео-контента. Тогда как для фильмов предпочтете выключить. Такой подход позволит оптимально воспроизводить видеоматериалы различного типа. В плазменных телевизорах можно смело отключить эту "возможность". Так что действуйте!