В последние годы телевидение переживает второе рождение. Если говорить по способам доставки, то можно, наверное, выделить следующие этапы:— эфирное ТВ (начиная, пожалуй, со Зворыкина);
— спутниковое вещание (индивидуальный прием абонентами);
— кабельное ТВ;
— Интернет-ТВ.
Что же творится сегодня с каждым из упомянутых способов?
До начала 90-х эфирное ТВ было единственным способом доставки контента. Со всеми присущими недостатками. Но вот одновременно с перестройкой стали появляться в стране спутниковые тарелки. Думаю, многие помнят, что они (антенны) были признаки «зажиточности» хозяев. Ну, примерно так, как и наличие мобильного телефона в 90-х.
Где-то в это же время стали появляться первые кабельные сети. С грустью и теплотой вспоминаю, как рождались эти «операторы». Видик в одной из квартир, кабель по подъезду и… погнали, на ночь глядя, порнушку! :) Медленно цивилизация стала приходить и в этот бизнес. Медленно, но неумолимо. Федеральные игроки плотно оккупировали этот сегмент и сейчас он практически полностью ушел в «цифру», стал мультисервисным, оптика пришла до конечного потребителя. В общем, прогресс налицо. Но с другой стороны, наступило некое насыщение технологии. Ну HD, ну video-on-demand и прочая интерактивность. Может я не эксперт в этой области, но ждать каких-то порывов в кабельном ТВ, по-моему, не стоит. Да и ценовая сторона, как мне кажется, оптимизирована максимально — ведь обслуживание сети стоит денег и контент тоже не может дешеветь до бесконечности. По степени проникновения тоже некое насыщение наступило. В больших городах в подъезде за потребителя конкурирует 3-4 сети. Может есть некоторый резерв в мелких городках. Но вот до частных домовладений кабель вряд ли дойдет повсеместно. Чисто исходя из экономики. Ну дорого тянуть его в деревне или частном секторе городов. Именно это мы и видим в российской глубинке. Ведь с хаты на околице не возьмешь денег на фактические затраты по подключению, а без этого абонентной платой прокладку метров 500 кабеля не «отбить» никогда.
Интернет-ТВ без сомнения продвинутая технология. Но все же по ареалу распространения это близко к традиционному кабелю. Есть определенные преимущества, но есть и недостатки. Ну, наличие той же приставки на каждый ТВ. Даже если ее дают бесплатно на все время действия договора.
Спутниковые сервисы пришли в нашу жизнь с «НТВ-плюс». Бесспорно, это был прорыв. Но часто заградительным барьером служила стоимость. И аппаратуры, и абонентской платы. Так или иначе, но «НТВ-плюс» долго был уделом обеспеченных граждан. Реально картина изменилась с приходом «Триколора». Да, это была революция в телевидении.
И сейчас тарелка «Триколора» на покосившейся хибаре в глухой деревне уже не вызывает особого удивления. Появление неких клонов («Телекарта», «Континент» и пр.), да и лайт-пакета у «НТВ-плюс» говорит в пользу этой бизнес-модели. Но безграничный рост этого сегмента также невозможен. Специалисты четко расскажут вам, что в 2011 темпы прироста абонентской базы снизились. Тенденция продолжилась и в следующие годы. Маркетинговые ходы типа «HD» или «второй приемник в дом», конечно, дают эффект, но переломить тенденцию вряд ли способны. Мы не будем обсуждать абсолютное количество абонентов. Но прироста «в разы» вряд ли нам придется наблюдать.
Да и при всех преимуществах есть у спутникового ТВ ряд минусов. Например:
— относительно дорогой «вход». Комплект аппаратуры стоит недешево;
— в большинстве случаев требуется профессиональная установка и настройка;
— платность сервиса (пусть и невысокая стоимость, но надо платить, а подписка иногда заканчивается в самый неподходящий момент);
— требование иметь приемник на каждый телевизор, да и разводка ВЧ по дому или квартире не самая тривиальная;
— в случае использования в местах временного проживания высокая привлекательность для злоумышленников (например, на даче наличие тарелки гарантированно привлечет воров);
— невозможность инсталляции во временном жилье (съемная квартира, общежитие, больница и т.д.);
— отсутствие местных программ. Многие хотят иметь доступ к региональным новостям и тематическим программам. А ведь еще есть рынок региональной рекламы, это весьма ощутимые деньги. Ну, а уж власти просто необходимо иметь возможность прямого общения со своим электоратом.
И вот мы плавно подходим к эфирному ТВ. Но как и все в мире развивается по спирали, так и этот вид доставки контента сегодня стал совсем другим.
Мне, как руководителю предприятия, в ассортименте выпуска которого значительна доля оборудования по приему эфирного ТВ, всегда интересна эта тема. И особо удивительно читать во многих статьях в Интернете и даже в таких уважаемых «бумажных» изданиях, как, например, журнал «Телеспутник», прогнозы «специалистов» о скорой смерти эфирного вещания. При этом приводятся убийственные доводы и выводы, которые в основном делаются на неких «ощущениях» авторов. Ну, что-то типа — я и мои друзья смотрим кабельное ТВ, а значит только у него есть будущее! :) И при этом забывается, что такие явления, как телевизионное вещание в огромной стране, какой является Россия, может быть описано лишь с точки зрения статистических показателей. Иными словами, если вам что-то кажется, то это далеко не всегда есть истина, применимая к ситуации во всей стране.
Несколько лет тому назад в России президентским Указом был дан старт Федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы».
Многие скажут: «ну мало ли что они там принимают». И сильно ошибутся. Потому что Федеральные целевые программы — это госфинансирование. А значит, безусловно программа будет выполнена. У нас бывают пустые обещаний властей, но когда дело касается бюджетного финансирования — тут все строго. «Попилят», поворуют, возбудят парочку уголовных дел. Но деньги освоят. С тем или иным успехом, но в общем и целом все будет выполнено. Это главный ответ скептикам на довод — «да кому оно это цифровое ТВ нужно». Государству. И в нашей централизованной, «овертикаленной» стране это говорит о многом! После принятия в 2009 году ФЦП лично у меня отпали последние сомнения — эфирная «цифра» будет в России, причем будет в условленные сроки и с заданными параметрами. Что касается сроков, так кроме ФЦП существуют международные обязательства страны по частотным присвоениям, которые выполняются всегда четко. Это же лицо государства на международной арене.
Почитайте эту программу. Весьма и весьма интересные вещи там прописаны. Итак, читаем, какие же цели ставятся при внедрении программы:
По завершении реализации Программы планируется достижение следующих значений целевых индикаторов:
— численность населения РФ, не охваченного телевещанием, на конечном этапе реализации Программы должна быть меньше тысячи человек;
— доля населения РФ, имеющего возможность приема обязательных телерадиоканалов — 100%;
— площадь территории субъектов РФ, охваченных наземным цифровым вещанием обязательных телерадиоканалов (с охватом не менее 50% населения субъекта РФ) — 17098200 км;
— доля населения РФ, имеющего возможность приема 20 телеканалов свободного доступа — 97,6%.
Как вам? Из всего населения огромной России не смогут смотреть цифру не более 1000 (одной тысячи) человек. :)
Беда в том, что поручено осуществлять программу государственной же организации – ФГУП (Федеральному государственному унитарному предприятию) «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС). Это серьезная и мощная организация. Но, увы, этот монстр обладает всеми негативными качествами, присущими огромным госмонополиям. И хотя программа обязывает уполномоченный орган активно вести информацию в массы (дословно):
Одним из мероприятий, обеспечивающих успешное и планомерное внедрение цифрового эфирного вещания в Российской Федерации, является массовая информационно-разъяснительная кампания среди населения страны. В рамках мероприятия планируются разъяснение необходимости внедрения и преимуществ ЦЭТВ, приобретения цифровых абонентских приемных устройств, информирование о сроках, об этапах и о порядке перехода на цифровое эфирное вещание в каждом регионе, а также консультирование по техническим вопросам.
Пока в этом направлении ничего (или почти ничего) не делается. Вот почему население практически не знает, что это за цифра и «с чем ее едят». Автор прекрасно представляет себе, как эта программа могла бы выглядеть при весьма разумных затратах. Но, увы, это знание не сильно востребовано. :) Поэтому и спрос на приемное оборудование весьма скромен пока. И поэтому «кабельщики» и «спутниковцы» снисходительно относятся к эфиру. Момент истины начнется в 2015 и достигнет апогея в 2018. В эти сроки произойдет выключение аналога. А то, что произойдет — сомнений нет (см. рассуждения выше). И когда у миллионов семей погаснут экраны, начнется «Великая цифровая революция». :)
Думаю, большинство производителей приемного оборудования и торговли (ритейл, особенно) загодя подготовятся к этому моменту.
Но что же нас ждет по прошествии времени, скажем лет через 5—7.
Я не Глоба и не Ванга, поэтому гадать на кофейной гуще не буду. Давайте обратимся к опыту других стран. Конечно, каждая из них имеет свои отличия, развитие техники и технологий идет несколько отличными путями, но направление развития едино. Законы Ньютона выполняются и в Норвегии, и в России. Мы правда не рассматриваем некие экзотические варианты движения по пути прогресса как это происходит, скажем, в Северной Корее. Там, действительно все иначе. :) Строить прогнозы на прецедентах очень выгодно. Хотя бы потому, что многие страны прошли путь цифровизации эфирного вещания чуть раньше. Опережение — лет 5—7, т.е. эти страны сегодня эквивалентны по развитию ТВ России через этот период. С допусками и статистическими погрешностями, конечно.
Есть несколько интересных материалов про то, как основные европейские страны переходили на «цифру». Очень интересно и поучительно. Не поленитесь, почитайте. Скажем лишь, что на сегодня в развитых странах переход успешно завершен и аналоговое вещание прекращено.
При этом степень проникновения весьма разнится от страны к стране. Скажем, в Великобритании сейчас под эгидой бесплатного сервиса Freeview вещает от 4 до 6—7 бесплатных мультиплексов 3 (а это 40—50 и более каналов!). Этот сервис куда популярнее, чем такие гранды спутникового и кабельного вещания, как SKY и другие. Более половины каналов уже вещает в HD. Аналог в стране выключен полностью. Я бываю на Британских островах. Там доля малоэтажной застройки огромна. И почти на каждой крыше эфирные антенны (не одна). А бросать взгляд на крыши зданий — это уже такая профессиональная черта! :)
Несколько иная картина в Германии, но и там отказались от аналога. Страны Южной Европы (Италия, Испания) сильно отличаются от северных соседей, там кабельное вещание развито слабее, но суть та же — больше половины населения страны смотрит бесплатное эфирное цифровое ТВ.
Кстати, опыт Испании очень показателен в плане перехода. Там не стали субсидировать покупку приставок, но очень тщательно подошли к информированию населения.
Так, за год (!) в стране было продано почти 27 миллионов STB, при ожидаемом числе жителей, кому это устройство может понадобиться, около 29 миллионов. Понимаете — весь переход осуществлен за ОДИН год! А население страны вполне сравнимо с российским. У нас иногда слышатся призывы субсидировать частично или даже полностью приобретение населением приставок. Но давайте посмотрим, о каких цифрах идет речь. Количество телеприемников в России оценивается от 200 до 350 млн аппаратов (миллионов телевизоров, вдумайтесь). Подавляющее число их не сможет принимать современный стандарт DVB-T2, принятый в стране. Вряд ли сколько-то ощутимое число телезрителей откажутся от своих «ящиков». Даже если мы посчитаем, что 50% из этого числа подписчики кабельных и спутниковых сервисов, то 100—150 миллионам (МИЛЛИОНАМ!) телезрителей потребуется купить приставку. Ну, давайте ополовиним эту цифру, дабы не пугать читателя. :) Все равно 50—70 миллионов никто и никогда не будет субсидировать! Твердо в этом убежден! Хотя, государство бы не обеднело. Но при цене для конечного пользователя 1200—1500 рублей этот аксессуар будет вполне доступен большинству семей и без помощи. Рассрочки, акции, на которые пойдут торговые сети помогут решению проблемы. Конечно, расклад цен для условия, если доллар будет стоить 33—34 рубля, а не 50—60. :)
Кстати, примерно таков и рынок цифровых приставок количественно. Спрос будет удовлетворен года за три, потом он сойдет «на нет» до неучтенно малых величин. Справится ли с этой лавиной спроса отечественная промышленность, подкрепленная мощью восточных фабрик? Несомненно. Кстати, все больше и больше производителей телевизоров все свои модели оснащают тюнерами DVB-T2. Но одно можно сказать — мне кажется, что сейчас продавать телевизоры с тюнером DVB-T в регионах, где вещание еще не началось, по крайней мере как-то бесчестно по отношению к потребителю. Он-то думает, что выложив кругленькую сумму за новомодный «SONY», уж точно сможет смотреть «все эти цифры». В этом его с жаром убеждает продавец-консультант. На самом деле и ему придется покупать приставку.
Конечно, все мои рассуждения справедливы при условии, что государство не выкинет очередной фортель и не заменит стандарт, скажем на некий условный «DVB-T3». :)
Можно долго спорить, правильным ли был переход с Т на Т2. Уж я, как человек понесший прямые финансовые потери в связи с этим переходом, казалось бы должен отвечать однозначно отрицательно. Но с точки зрения развития, с точки зрения прогресса, стратегии, переход все же был нужен. И это правильное решение. Позже было бы больнее. Но как неуклюже он произошел! Прямо «слон в посудной лавке» порезвился. Ну нельзя так наплевательски относиться к своим гражданам… Хотя, о чем это я, не первый раз, пора и привыкнуть…
Да, хотелось бы еще пару слов сказать о США. Страна очень «продвинутая» в области ТВ. И там весьма сильно развиты кабельные сервисы. В этой стране одинокое ранчо, затерянное на просторах Техаса, вполне себе может иметь кабельное ТВ. Но при этом и там доля «эфира» не ниже 30%! Это к вопросу о «российских прострах».
Итак, что же мы имеем. Во всех развитых странах рынок доставки контента в телевидении отличается и весьма существенно, но основные тренды прослеживаются везде. Это распределение рынка между тремя основными видами ТВ — эфирное цифровое, кабельное (сюда относим и Интернет ТВ) и спутниковое. Соотношение может быть разным (от 33—33—33% до 70—15—15%). Но в любом случае, доля эфирного вещания не бывает ниже 30%. Можно предположить, что по такому же пути пойдет и Россия.
Кстати, в настоящее время вместе с Россией несколько стран осуществляют цифровизацию эфира. Причем, это страны с населением и территориями близкими к нашим. А ряд страны населены в разы больше. Назовем такие, как Индонезия, Бразилия, Филиппины, Аргентина и т.д. Весь процесс там идет по той же канве, что и в нашей стране. А значит наши выводы верны! :)
Нас с вами в ближайшие 2—3 года ждет революция в телевидении. И коснется она, безусловно, эфирного вещания прежде всего.
Мы готовимся к этому процессу. Подготовлена к производству целая линейка эфирных антенн, как комнатных, так и наружных, причем часть из них имеет жесткую привязку к STB, делаются шаги по организации «отверточной» сборки самих приставок, ведутся поставки готовых «коробочных» решений ALL INCLUSIVE.
Мы надеемся, что государство в лице уполномоченного органа поможет продвижению нашей продукции и потребитель сможет безболезненно выбрать то оборудование, которое ему потребуется для просмотра телепередач.
Главные преимущества эфирного вещания:
— бесплатно! Всегда и везде :)
— простая инсталляция и настройка
— одна антенна на несколько ТВ (с тюнером DVB-T2)
— наличие местного вещания
— отсутствие больших тарелок, не привлекает воров
— легко демонтировать и увезти с собой. Даже унести.
И еще раз для закрепления пройденного. :) Что нужно, чтобы смотреть цифровое эфирное ТВ?
— телевизор с тюнером DVB-T2. Если модель более ранняя — нужна приставка (STB), можно купить комплексное решение — набор, включающий в себя STB, антенну и все соединительные кабели.
— антенна, принимающая ДМВ диапазон.
— зона покрытия DVB-T2 в вашей местности.
http://remo-zavod.ru/articles/tv/tv-in-russia