Мультиплекс заполнился лилипутами
Москва получила собственный, третий, цифровой мультиплекс. На 34 ТВК работает 40 каналов, из которых часть имеет минимум эфирного времени - от двух до шести часов в день. Вещание в мультиплексе выводит эти каналы из-под действия новой редакции закона "О рекламе", запрещающей размещать рекламу на платных телеканалах или каналах, для доступа к которым требуются декодирующие устройства.
Соответствующие лицензии Роскомнадзор выдал телекомпаниям в последний день ушедшего года. Лицензии на телевещание получили структуры Первого канала, ВГТРК и "Газпром-Медиа", а также ряд других телекомпаний.
К примеру, ЗАО "Первый канал. Всемирная сеть", управляющее "Цифровым семейством Первого канала", обзавелось пятью лицензиями на вещание каналов "Дом кино", "Время", "Телекафе", "Музыка Первого" и "Бобер". В результате помимо универсальной лицензии на всю страну у этих проектов есть и лицензии на вещание в строго определенные часы. "Дом кино" может вещать на этой частоте только с 1:30 до 2:30, а, скажем, "Телекафе" – с 4:30 до 6:30. Такие же ограничения наложены и на других лицензиатов (см. Досье ComNews).
Напомним, что в сентябре 2010 г. ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) начало вещание первого мультиплекса в Москве на 34 ТВК в стандарте DVB-T. Потом, в марте 2012 г., РТРС запустила в Москве первый мультиплекс в стандарте DVB-T2, задействовав для этого 30-й частотный канал (30 ТВК). Уже в конце марта 2012 г. РТРС попыталась отключить в Москве устаревший формат DVB-T, однако жители столицы начали жаловаться в правительство города и Роскомнадзор, утверждая, что вложили деньги в необходимое приемное оборудование.
РТРС была вынуждена оставить параллельное вещание в DVB-T и DVB-T2 на 34 ТВК и 30 ТВК соответственно. А 15 января 2015 г. в 00:00 предприятие без анонса прекратило вещание на 34 ТВК, высвободив его для 40 новых лицензиатов (вещание первого мультиплекса, в DVB-T2, осталось в столице только на 30 ТВК).
Представитель департамента по связям с общественностью Первого канала Артур Лященко в беседе с ComNews пояснил, что на определенном этапе развития, перейдя в режим насыщения, Первый канал решил выделить контент в виде отдельных тематических телеканалов - появились "Дом кино", "Время", "Музыка Первого" и "Телекафе".
"Они существуют довольно продолжительное время, причем общее количество телеканалов на российском вещании за этот период лавинообразно продолжало расти - к слову, в большинстве случаев за счет покупного контента иностранного производства, - пояснил Артур Лященко. - Появилась необходимость не только расширять вещание пакета цифрового ТВ и увеличивать охват зрительской аудитории, но и сообщать аудитории о наличии возможностей смотреть эти самые телеканалы".
Для этого был создан единый телеканал, который объединил в себе части контента каждого из тематических проектов. "Этот сборный телеканал - своеобразный дайджест или микс - первоначально предполагалось поднять на спутнике, но тут сложилась достаточно удачная ситуация, которой мы воспользовались, - пояснил Артур Лященко. - Безусловно, потенциальный охват от эфирного вещания меньше, чем от спутникового, но оно доступнее".
Что же касается непосредственной нарезки, то в настоящий момент вещание Первого канала идет по схеме 17/2/2/2/1 (часов в сутки).
"Связано это с несколькими факторами, но глобальных из них - два. Первый - ограничение по лицензионным правам в части эфирного наземного вещания, поскольку мы готовились к спутниковому вещанию. Второй - это то, что сейчас в эфире сигнал идет в формате 16:9 (видео с битрейтом 2,7 Мбит/с), а большинство имеющегося материала в библиотеке имеет старый формат, несмотря на то что сейчас планируется к вводу в эксплуатацию новый аппаратно-эфирный комплекс, пожалуй, один из лучших в России", - уверяет Артур Лященко.
Представитель Первого канала убежден, что после приобретения эфирных прав и контента нового качества, а также переделки старого материала, продолжительность вещания "обделенных" телеканалов будет увеличиваться.
"Соответствующие изменения будут отражаться в вещательных лицензиях. Кроме того, небольшая продолжительность вещания каждого канала в течение суток позволит выбирать лучший - более интересный, качественный, привлекательный - контент", - резюмировал Артур Лященко.
Представители других игроков рынка - ОАО "Газпром-Медиа Холдинг", ООО "НКС-Медиа", холдинга "Ред Медиа", а также РТРС - вчера не ответили на запрос ComNews.
Вещание телеканалов в цифровом эфирном ТВ позволяет телекомпаниям обходить вступившие в силу 1 января поправки к закону "О рекламе", запрещающие размещать ее на телеканалах, "доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств". Таким образом, каналы, распространяемые через спутник или кабельные сети, а также IPTV, остаются без рекламы.
Законопроектом устанавливается, что под его действие не попадают "общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории Российской Федерации с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания".
По состоянию на 7 июля 2014 г. на территории Российской Федерации действовало 3462 лицензии на распространение телеканалов в различных средах вещания. 1421 лицензия выдана СМИ, продукция которых распространяется на возмездной основе (1417 – кабельное вещание и четыре лицензии - спутниковое вещание), 1405 лицензий - на наземное эфирное вещание.
Разработчики законопроекта проанализировали эти лицензии и выделили около 2000 "условно платных" телеканалов (1320 – кабельные телеканалы, 227 – спутниковые телеканалы, 430 телеканалов распространяются на основе универсальной лицензии) и около 1300 "бесплатных" телеканалов (1262 эфирных телеканала и 43 телеканала, распространяющихся на основании универсальной лицензии, у которой есть приложение с правом осуществлять эфирное вещание).
Поскольку кабельные и спутниковые телеканалы, распространяющиеся в том числе в эфире, в категориях принятого закона не могут быть отнесены к "платным", 2000 "условно платных" телеканалов были сопоставлены с 1300 "бесплатными" телеканалами, совпадения исключены. В результате получен список из около 1400 СМИ, которые могут быть отнесены к категории "уникальных платных телеканалов", не распространяющихся в эфире и составляющих зону применения документа. Из них около 300 являются федеральными.